• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как избавиться от злословия?

Время чтения: 4 мин
11326

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Злословие с точки зрения Ислама

Определение, положение злословящего и его влияние на сердце.

Злословие для верующего подобно огню, пожирающему его добрые дела. Оно уподоблено поеданию плоти другого человека, что свидетельствует о степени мерзости этого дела.

Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «У арабов было принято брать с собой слуг в путешествие, и также поступили Абу Бакр с Умаром, да будет доволен ими Аллах, взявшие с собой в путь слугу. Однажды они легли спать, а когда проснулись, увидели, что слуга тоже спит и не приготовил им еды. И один из них сказал другому: «Этот человек спит так, словно находится у себя дома!» Они разбудили его и сказали: «Пойди к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и скажи ему: «Абу Бакр и Умар передают тебе салам и просят у тебя чего-нибудь из еды!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Передай им салам и сообщи им, что они уже поели!» Они были  потрясены этим и пришли к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказали: «О Посланник Аллаха! Мы послали к тебе попросить еды, а ты сказал: «Они уже поели!», - чем же мы позавтракали!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Мясом вашего брата. Клянусь Тем, в Чьих руках душа моя, поистине, я вижу кусочки его плоти между ваших зубов». Абу Бакр с Умаром сказали Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Попроси для нас прощения у Аллаха!» На что он ответил: «Пусть он (слуга) просит для вас прощения!» (Ас-Сильсиля ас-Сахиха», 2608).

Определение злословия

Злословие, как оно определено в одном из хадисов, - это «когда упоминаешь о своем брате в его отсутствие так, что это не понравилось бы ему». Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «А если брату моему присуще то, о чем я скажу?» На что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Если ему присуще то, о чем ты скажешь, значит, ты злословишь о нем, а если он не таков, значит, ты возводишь на него клевету» (Муслим, 2589)

Бывает, что человек настолько привык к злословию, что не замечает, как прибегает к нему. Он может злословить, когда рассержен, когда пересказывает случившееся, когда он уверен в своей правоте и даже когда он шутит. В общем, злословие порой может так «слиться» с характером человека, что он и не замечает его и тем более не стремится избавиться от него, как от ненавистного Всевышнему дела. Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды, когда мы находились с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы почувствовали ужасный, отвратительный запах, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Знаете ли вы, что это такое? Это запах, который исходит от тех, кто делает гыйба за спинами верующих» (Бухари. Хафиз ибн Хаджар назвал хадис хорошим).

Злословие также опасно тем, что им могут страдать и «хорошие люди», обладающие многими другими похвальными качествами. Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Однажды я сказала Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Достаточно тебе и того, что Сафия (жена его) такая-то и такая-то (показав жестом, что она мала ростом)!» Услышав это, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, ты сказала такое, что осквернило бы собой целое море, если бы смешалось с ним!» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи). Если одно правдивое, но неприятное слово могло осквернить целое море, то какое же влияние оно может оказывать на человеческое сердце?

Так как же избавиться от злословия?

Многие прибегают к методу подавления, то есть они сдерживают себя, подавляя желание сказать нечто неприятное о своем брате. Но насколько эффективен такой метод? Порой, сдерживая себя слишком долго, человек буквально взрывается бурей слов обиды и гнева. Как говорил Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах: «Я со своим нафсом – как пастух со своим стадом: если он собирает его с одной стороны, то оно разбредается с другой».

Подавление, конечно, действенно, но оно было бы вдвойне эффективней вкупе с другими мерами – не просто давить злое слово «на выходе из уст», а подорвать его корни у самого основания в сердце. Каким  образом? Дело в том, что корень злословия – в неискренности в отношении своих братьев по вере. То есть человек в глубине души убежден, что другой – «не такой хороший», что с ним что-то не так, что он, говоря на языке транзактного анализа, «не окей». А если человек верит во что-то, то он стремится найти этому доказательства и в реальной жизни. А если не найдет, то он может искажать реальность таким образом, чтобы она соответствовала его убеждениям. Например, человек, убежденный в неискренности других, будет подозревать брата в корыстном намерении, когда тот совершает добро или проявляет дружелюбие.

Всевышний сказал в Коране: «О те, которые уверовали! Берегитесь многих мыслей! Ведь некоторые мысли – грех; и не следите друг за другом, и пусть один из вас не поносит за глаза других. Разве пожелает кто-нибудь из вас есть мясо своего брата, когда он умер? Вы ведь почувствовали отвращение. Бойтесь же Аллаха, ведь Аллах – Обращающийся, Милостивый!» (Коран, сура «Аль-Худжурат», аят 12).

Продолжение в следующей части…

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle