Хорошие манеры: уроки Посланника Аллаха (с.а.в.)
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, учил своих последователей правилам, соблюдение которых уберегало бы их от возникновения ненависти, неудобных ситуаций и подозрений в отношении друг друга. По сути эти правила – то, что позволяет относиться уважительно к чувствам других людей, что в конце концов служит объединению и установлению хороших отношений между людьми. Приведем некоторые из этих правил.
1. Не присоединяться к говорящим друг с другом людям, не спросив их разрешения.
Формой вежливости является то, что человек присоединяется к беседующим людямтолько с их разрешения. Потому что у них могут быть секреты, и присоединение третьего может заставить их замолчать или переменить тему разговора. Саид аль-Макбари сказал: «Однажды я увидел Ибн Умара, который разговаривал с одним человеком. Я подошел к ним, а Умар сказал мне: «Неужели ты не знаешь о словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Если вы видите двоих говорящих друг с другом людей, не подходите к ним и не подсаживайтесь к ним, не спросив их разрешения». (Ахмад)
Нельзя также садиться между двумя людьми, сидящими вместе, не спросив их разрешения, потому что может быть так, что привязанность друг к другу побуждает их находиться вблизи и будет проявлением грубости встревать между ними. В хадисе сказано: «Не позволительно человеку встревать между двумя не спросив их разрешения» (Тирмизи) «Встревать» толкователи объясняют как «садиться между ними», а «не спросив разрешения» является предосторожностью, чтобы не побеспокоить двоих, имеющих общие интересы, темы, секреты.
2. Удержаться от тайных бесед в присутствии третьего человека.
Ислам запрещает секретничать двоим в присутствии третьего, даже если это разговор безобидного содержания. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если трое (соберутся) вместе, пусть двое (из них) не перешёптываются без (присутствия) третьего» (Ахмад).
Передается от Абдуллы ибн Динара похожий хадис: «Пусть двое не перешёптываются, оставив одного (третьего)» (Малик).
От Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передается: «Я спросил у Посланника Аллаха: «А что касается четырех (человек)?» И он ответил: «Тогда нет в этом проблем»
3. Подошедший не должен поднимать сидящего с его места.
Согласно исламской этике место является принадлежащим тому, кто его занял первым. И не дозволено тому, кто подошел позже, «забирать» его у того, кто занял его до его прихода. Абу аль-Хусайб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды я сидел на собрании, к которому присоединился Ибн Умар, и когда он пришел, один из сидящих встал и уступил ему свое место. Но Ибн Умар сел подальше, и тот человек спросил его, почему он не сел на место, которое он ему уступил. На что Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, ответил: «Я не сяду на это или на какое-либо другое место после того, как увидел, что однажды пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, человек. Ему уступил место другой – тот, кто пришел до него, и подошедший занял его. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил ему так поступать».
В хадисе говорится: «Пусть один из вас не поднимает другого, чтобы самому занять его место, но раздвигайтесь и дайте место другим».
В Коране Всевышний также призывает верующих: «О те, которые уверовали! Когда вас просят на собраниях сесть пошире, то садитесь пошире, и Аллах одарит вас местом просторным» (сура «аль-Муджадила», «Препирающаяся», аят 11).
4. Уступать место его законному владельцу при его возвращении на собрание.
Человек может покинуть занятое им место по какому-либо делу, и если он так поступил, а затем вернулся, согласно исламской этике, он имеет на него больше прав. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек встанет со своего места, а потом вернётся к нему, он будет иметь на него преимущественное право» (Бухари, Ахмад).
Об этом хадисе некоторые имамы сказали: «Этот хадис о том, кто сидел на каком-то месте в мечети или где-то еще, например, для молитвы, а затем покинул его для совершения омовения и затем вернуться, или для того, чтобы решить какое-нибудь маленькое дело и вернуться… Когда он вернется, он имеет больше прав на него на время этой молитвы, а если там кто-то сел, он может его поднять с этого места, а на том, кто сел там, обязанность покинуть это (место) из-за этого хадиса»
5. Проявление уважения к старшим.
Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, признаком почитания Аллаха Всевышнего является проявление уважения по отношению к седому мусульманину, человеку, помнящему Коран наизусть, который не преступает границ и не чуждается, и по отношению к справедливому правителю» (Абу Дауд).
О необходимости проявлять уважение к старшим свидетельствуют также другие хадисы: «Пусть (первы) говорит старший (из вас), пусть говорит старший!» и «Не относится к нам тот, кто не уважает старших среди нас…»
Ася Гагиева