Хитрости нафса. Влияние свободы
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
В пирамиде человеческих ценностей свобода занимает одно из почетнейших мест: за нее борются, умирают, жертвуют собой и другими. Она имеет особое значение как позволение полного самовыражения и независимости. Но что такое свобода для верующего? И насколько она «возможна»?
Чтобы понять степень свободы человека, нужно понять кто он есть на самом деле. Слово «ислам» в арабском языке образовано от глагола «саляма», что значит «покоряться». «Покорность», «повиновение», «смирение» перед Богом. От слова «ислам» произошло слово «мусульманин», что значит «покорный», «покорившийся Богу».
Незнание и неприятие этих простых фактов лишает верующих понимания своей зависимости, необходимости подчинения Всевышнему. Для многих быть мусульманином значит совершать обязательные акты поклонения без должного осознания и глубины, без смирения и покорности. Они питают иллюзию свободы – как будто они сами себе хозяева. Чтобы рассеять этот миф, достаточно обратиться к словам Всевышнего, Который говорит в хадисе Кудси: «О сын Адама! Данным мною здоровьем ты в силах быть покорным Мне, и с Моей помощью ты исполняешь обязанности, которые Мною возложены на тея; благодаря уделу, который Я определил для тебя, ты становишься способным слушаться Меня; благодаря Моей воле ты желаешь то, что желаешь; по Моему желанию ты хочешь то, что хочешь для себя; по Моей милости ты встаешь, садишься, возвращаешься; под Моей защитой ты находишься и утром, и вечером; по Моей милости ты живешь в благоденствии и благодаря здоровью, дарованному тебе Мной, ты украшаешься. После всего этого ты забываешь обо Мне и вспоминаешь другого. Так почему же ты не выполняешь своих обязанностей передо Мной и не благодаришь Меня?».
Многие убеждены, что свобода – это независимость от внешних авторитетов, учений или правил. Избавление от влияния религии или других авторитетов не делает человека свободным – он просто переходит от одного господина к другому. Он переходит от подчинения Богу к подчинению своим страстям, своему Эго, которое дает ему ту самую иллюзию свободы. Всевышний Аллах говорит в Коране о подобных: «Видел ли ты того, кто своим богом сделал собственные желания? Аллах ввел его в заблуждение на основании знания, запечатал его слух и сердце и бросил на его взор покрывало».
Человек должен смириться с объективной реальностью – он не свободен. У него есть право выбора между добром и злом, между светом и тьмой, но он не свободен от самого выбора. Человек может выбрать себе господина, но не может быть полностью свободным от чьего-либо господства. Ведь мы созданы таким образом, что каждым нашим делом, мыслью, словом руководит какой-то мотив: желания, убеждения, материальные ценности, духовные устремления, внешнее давление, зависимость и т.п.
Это еще одно доказательство нашей несвободы – наше поведение диктуется чем-то или кем-то, изнутри или снаружи. Если мы не рабы Аллаха, то мы рабы мирского. Если мы не служим Всевышнему, то мы в прислуге шайтана. Если мы не выбираем добро, то мы на стороне зла. Третьих вариантов не предвидится.
Человек не свободен – и это нельзя изменить, с этим можно только смириться и… сделать правильный выбор. Выбрать «правильного» господина, служение которому принесет удовлетворение и счастье обоих миров…
И нужно сказать, что этот выбор не делается раз и навсегда. Сделав однажды, его нужно постоянно подтверждать в различных ситуациях, дома и на улице, в обществе и наедине с собой, в делах и мыслях. Потому что мы, подобно рабам, можем в любой момент покинуть поместье, которому принадлежим и податься в чужое. Возможно по этой причине Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в одном из хадисов уподобил лицемеров овцам, которые мечутся между двумя стадами, не решаясь выбрать какое-то одно из них… А какое «стадо» выбрали Вы?
Ася Гагиева
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.