Реклама
  • Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Хитрости нафса: стремление к совершенству

Время чтения: 3 мин
6725

 

Нафс, Стремление к совершенству, Ислам

Всевышний Аллах говорит в Коране: «В Посланнике Аллаха был наилучший пример для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день  и премного поминает Аллаха».  Также в 36 аяте той же суры Всевышний говорит: «Для верующего мужчины и женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение».

Посланник Аллаха, да  благословит его Аллах и приветствует, был совершенным человеком, и в следовании ему – благо и вознаграждение для каждого верующего. Но у хитроумного нафса есть своя ловушка и для таких верующих. Я называю это однобоким совершенством. 

Однобокое совершенство – это чрезмерное внимание и углубление в какую-то часть Сунны и игнорирование другой, не менее важной, например, когда дела красивы, а намерения – не очень, когда намерение благое, но не соответствует предписаниям Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Идея фикс: доказать свое совершенство

Планка нравственности, покорности и благородства Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, слишком высока для любого верующего, oднако каждый должен к ней стемится. Но часто на словах, человек и признает свое несовершенство, но его нафс упорно внушает ему обратное, указывает на его добрые дела и благие намерения и твердит, что это и есть доказательство его совершенства и идеальности. При этом ошибки и грехи вытесняются из памяти, вытесняются. Человек не видит своих ошибок, а внимание направляет на других, «менее праведных».

Минусы такой позиции:

- бессознательный отказ от покаяния. Покаяние – это признание своей вины, грехов и несовершенства. Человек, который в глубине верит в свою непогрешимость, не способен искренне раскаяться. Но человек несовершенен, и его достоинство не столько в том, чтобы не грешить, сколько в том, чтобы уметь признавать грехи и каяться за них. В Коране Всевышний говорит: «Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» . Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы вы не грешили и не просили за это прощения, то Аллах сотворил бы существ, которые бы грешили, каялись и Он бы прощал им»

- отчаяние. Быть совершенным – невозможно. Но тот, кто делает стремление к совершенству целью своей жизни, непременно столкнется с этой истиной и может впасть в отчаяние недостижимости идеала. Это не редкое явление в среде старательных мусульман. Такие мусульмане обычно унылы, грустны, мало улыбаются и мало радуются благам Всевышнего. Они лишают себя дозволенных радостей не ради Аллаха, а по наущениям хитрого нафса, который говорит им - если ты не идеален, то можешь не надеяться на милость Аллаха. Однако же для верующего это неприемлемо. Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие (грехи) ты (совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О, сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя! О, сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) прегрешений, (что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроет собой все эти грехи».

Суть поклонения

Имам Газали писал в книге «Возрождение религиозных наук» (том 1), что одно дело, совершенное с искренностью и сознательностью, лучше, чем тысяча дел, совершенных без сердца.

Суть стремления к совершенству не в том, чтобы пытаться своими поступакми заслужить Рай (Всевышний дарует его по Своей милости, а не по заслугам верующих), а в том, чтобы быть искренним, близким в отношениях со Всевышним. Перед Всевышним грех, в котором покаялся раб, лучше, чем благое дело, которым он возгордился. Потому что гордость и самодовольство отдаляют человека от Всевышнего, а покаяние приближает к Нему. Мы должны понимать, что поклонение – это не только внешние дела, но и внутреннее, душевное участие в их совершении. И стремление к совершенству ценно не само по себе, а лишь в той мере, в какой оно увеличивает нашу любовь и благодарность Всевышнему Аллаху.

Ася Гагиева

Что Вы думаете по этому поводу?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle