Еще одна прекрасная сторона Ислама - терпимость к иноверцам
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
В строении мировоззрения мы, мусульмане, всегда опираемся на Сунну и Коран, то есть на взгляды последнего посланника Бога, пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и слово Всевышнего, ниспосланное в Коране. Эти руководства содержат ответы как на абстрактные явления, например, смысл жизни, главная цель человека, жизнь после смерти и т.п., так и на вопросы обыденной жизни. В общем, Ислам способен дать ответ на любой вопрос, в том числе и на тот, который звучит так: как должен относиться к неверующим мусульманин?
Какое бы покрывало грязи и клеветы не бросали на Ислам его враги, свет мира, любви и справедливости этой религии все равно пробьется через любые преграды ненавистников. Да, вопреки всем разжигателям религиозной ненависти и исламофобии, Ислам – это религия мира. Даже само это слово «ислам» является однокоренным слову «мир» («салям»). Давайте теперь обратимся к достоверным рассказам и аятам Священного Корана, доказывающим это.
Когда праведный халиф Абу Бакр наставлял своих воинов перед битвой, он сказал им: «Не выкорчевывайте и не выжигайте пальмы, не подрезайте жилы скотине и не вырубайте плодоносные деревья, не разрушайте храмы христиан и иудеев, не убивайте детей, стариков и женщин. И вы обнаружите, что некоторые люди укрываются в храмах, не трогайте их, покуда они укрываются (т.е. не участвуют в сражении против вас)». Если первые мусульмане, являющиеся примером для всех современников-единоверцев, проявляли такую снисходительность во время войны, в самый жестокий и кризисный момент для каждого воина, то как можно представить их отношение к иноверцам в мирное время? Если мусульмане и немусульмане живут в мире и согласии, то запрещается причинять немусульманам вред, покушаться на их жизнь или имущество. Это становится в отношении них таким же запретным, как и в отношении «своих». Всевышний Аллах говорит нам в том же Коране: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных». Также от Абдуллаха ибн Умара передан хадис, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек, который убил неверующего, заключившего мирный договор с мусульманами, даже не почувствует благоухание Рая, несмотря на то, что оно распространяется на расстояние сорока лет»[1] . Иноверцев нельзя даже оскорблять. Потому что как сообщается в одном из хадисов, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто оскорбит зиммия, тот понесет наказание за это в Судный день плетками, сделанными из огня»[2].
Сам Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, проявлял снисходительность к иноверцам даже в критических ситуациях. Он говорил: «Поистине, Аллах любит мягкость (доброту) в каждом деле» [3]. Он был великодушным и терпеливым к немусульманам, даже несмотря на то, что они не раз покушались на его жизнь.
Рассказ об отравленной баранине
Однажды иудеи, с которыми было заключено мирное соглашение, прислали Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, в подарок баранину. Жена одного из иудейских предводителей, Салам ибн Мишкам, знала, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, любит бараньи ноги. И положила в это место больше яда, чем в остальной кусок мяса. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, откусил кусочек и немного пожевав его, выплюнул. Он сказал: «Поистине, баранина отравлена!». Иудеи сознались в своем преступлении и сказали: «Мы решили: если он просто владыка, то мы избавимся от него, а если он Пророк, то яд не причинит ему никакого вреда». Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, простил их и ту женщину, которая принесла ему отравленную баранину.
Случай в походе
В одном из походов, который называют Зат Ар-Рикаъ, мусульмане расположились на отдых. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прилег отдохнуть в тени дерева, повесив свой меч на него. Тут к нему незаметно подступился многобожник и взял меч Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проснулся и увидел многобожника с его мечом в руках. «Боишься меня?» - спросил язычник, сверкая мечом. «Нет!» - ответил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. «А кто тебя защитит от меня?» - спросил многобожник. «Аллах!» - сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Тогда меч выпал из рук нападавшего, его поднял Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: «А кто защитит тебя от меня?». Потом он призвал язычника принять Ислам, на что тот отказался, но пообещал, что не станет поднимать оружия на мусульман и не станет помогать врагам Ислама. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, простил его и отпустил на волю. А когда он вернулся к своим сподвижникам, он сказал: «Я пришел к вам от лучшего из людей!»
Самама ибн Усайль
Он был одним их первых врагов Ислама, который имел намерение убить Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И хотя это ему не удалось, он жесточайшим образом убил нескольких его сподвижников, по причине чего Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объявил о дозволенности мести Самаме. Вскоре Самама попал в плен к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Его привязали к столбу рядом с мечетью и каждый день Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приходил к нему и спрашивал: «С чем явился, Самама?» А Самама отвечал: «С добром, о Мухаммад. Если убьёшь меня, то убьёшь по обычаю кровной мести. Если пожалуешь своим прощением, то простишь благодарного... Если тебе нужны деньги, то проси и получишь, сколько захочешь». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел поить и кормить его и хорошо обращаться с ним, несмотря на его враждебность и вред, которые он принес его сподвижникам. Так продолжалось три дня, и Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, приказал отпустить Самаму на свободу на третий день. После этого Самама направился в пальмовую рощу, которая находилась поблизости от мечети, совершил полное омовение, а затем вернулся в мечеть и сказал: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха! О Мухаммад, клянусь Аллахом, не было на земле лица, более ненавистного для меня, чем твое лицо, но теперь оно стало для меня самым любимым из всех. Клянусь Аллахом, не было религии, более ненавистной для меня, чем твоя религия, но теперь она стала для меня самой любимой. Клянусь Аллахом, не было города, более ненавистного для меня, чем твой город, но теперь он стал для меня самым любимым». Милость и великодушие Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, склонили ярого врага Ислама в конце концов на сторону этой религии. Таковыми были и сподвижники и приближенные Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Рассказывают, что однажды для Абдуллаха ибн Амра закололи овцу. И он спросил своего слугу: «Дал ли ты что-нибудь нашему соседу-иудею? Дал ли ты что-нибудь нашему соседу-иудею? Поистине, я слышал как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Джибрил не переставал наставлять меня о необходимости доброго отношения к соседу, так что я подумал, что он включит его в число моих наследников».
Один из праведных халифов однажды увидел на удице старика-немусульманина, просившего милостыню. Он сжалился над ним и сказал (смысл): «Мы принимали у тебя джизью (налог немусульман в казну мусульман в халифате), когда ты был молод и здоров, а теперь в старости оставили тебя без помощи». А потом повелел накормить старика и позаботиться о его нуждах.
Примечательна также история Али ибн Абу Талиба. В одном из боев он повалил на землю врага, и тот в отвращении плюнул ему в лицо. Враг ожидал, что в гневе Али разрубит его на части, но Али остановился и задумался. Он спросил Али: «Что случилось? Почему твой гнев обратился в спокойствие?». Али ответил, что он держит в руках меч Зульфикар и пользуется им на пути Аллаха. И сказал (смысл): «Если бы я в тот момент подвергся гневу, то убил бы тебя по простой причине, которая недостойна мусульманина. Тогда как я находился в сражении не для того, чтобы гордиться этим, а только ради Аллаха». Враг был поражен справедливостью, нравственностью и снисходительностью человека, который мог бы его убить одним ударом, будучи врагом на поле боя. Его сердце тогда смягчилось, и он принял Ислам.
За меч сподвижники брались только в условиях войны и открытой вражды. Да и то, как мы видим, они были снисходительны даже на территории жестокости и насилия.
В религии нет принуждения, насилие не приемлемо для Ислама. Всевышний ниспослал эту религию, после чего каждому человеку предоставляется свободный выбор: принимать или не принимать. Верующие могут призывать неверующих, да и то – с соблюдением нравственных норм и такта. В Коране Всевышний говорит: «Призывай на путь твоего Повелителя с помощью мудрости и доброго увещевания. Препирайся (веди споры и диспуты) с ними (неверующими) наилучшим образом». Также в другом аяте Всевышний говорит: «Скажи моим (верующим) рабам: пусть говорят (неверующим) самые лучшие слова, которые есть».
Все вышесказанное убеждает нас в «мирности» исламской религии, в способности и желании мусульман жить в мире, добре и согласии с соседями, будь то иудеи, христиане или католики. В связи с этим мне вспоминаются слова Авраама Линкольна, который во время своей инаугурационной речи, обращаясь к разобщенной на Юг и Север Америке, сказал: «Мы не враги, а друзья. Нам нельзя быть врагами. Накалившиеся страсти не должны разорвать узы давней привязанности. Таинственные струны памяти, протянувшиеся от полей сражений и могил патриотов к каждому живому сердцу и очагу этой огромной страны, зазвучат еще во славу Объединения, когда их коснутся светлые ангелы, живущие в наших душах».
Как не хватает сегодня нам голосов, которые повторяли бы те же слова разобщенному российскому обществу. Ну, или хотя бы выразились бы как известный герой мультфильма, кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!»
[1] Бухари
[2] Зиммий - немусульманин, который проживает на территории мусульман, находится под защитой, опекой мусульманин и платит им подушную подать.
[3] Муслим, Бухари
Ася Гагиева