Достоинство правильного понимания религии
Многие ошибки современных мусульман включая вступление в сомнительные и опасные «религиозные» группировки и течения, порочащих умму в целом совершаются по причине скудности религиозных знаний, непонимания основ своей религии, основных положений и принципов. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назвал такое качество признаком лицемерия: «Двух качеств нет в лицемере: благообразия и понимания религии».
В других хадисах указаны различные достоинства и вознаграждения, предписанные тем людям, кто стремится к знаниям и пониманию Ислама.
Они названы лучшими
«Лучший из людей – правоверный ученый, который, если в нем нуждаются (другие), приносит (им) пользу, а если нет – то ведет себя пристойно и непритязательно, довольствуясь имеющимся».
Они близки к степени пророчества
«Наиболее близкие из людей к степени пророчества – это ученые и борцы за веру: что касается ученых, то они наставляют людей на то, с чем пришли посланники Аллаха, а что касается борцов за веру, то они сражаются во имя того, с чем пришли посланники Аллаха».
Их чернила приравнены к крови шахидов
«В Судный день чернила ученых уравновесятся (на весах деяний) с кровью павших за веру»
Они получат заступничество Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует
«Кто сохранит для моей общины сорок хадисов из Сунны так, что передаст их другим, тому я буду заступником и свидетелем в Судный день»
Стремление к пониманию религии избавляет от остальных забот
«Того, кто стремится к достижению понимания религии Аллаха, Всевышний Аллах избавляет от всего, что его заботит и наделяет благами оттуда, откуда он и не рассчитывал»
Понимание религии – щит, защищающий от заблуждений
«Не поклонялись Аллаху ничем лучшим чем пониманием в религии. Одного знатока религии труднее для шайтана (дьявола) сбить (с верного пути), чем тысячу абидов (поклоняющихся). У каждой вещи есть опора, и опора этой религии – понимание и знание религии»
Знание – непрерывное поклонение
«Лучшее в вашей религии – ее легкость, а лучшее поклонение – знание религии»
В период смут и невежества стремление к знаниям предпочтительней совершения благодеяний
«Вы живете в такое время, когда есть много знатоков религии и мало начетчиков и проповедников, мало испрашивающих (знания) и много предлагающих (его), совершение доброго дела (амаль) в нем (то есть в это время) лучше знания (о богоугодном). Но наступит для людей время, (когда будет) много знатоков религии, много проповедников, будет мало делящихся (знанием) и много ищущих его, знание тогда будет лучше исполнения доброго дела».
Благодеяние с пониманием и познанием Аллаха выше по степени
Рассказывают, что однажды спросили у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха, какое из добрых дел самое лучшее?» Он ответил: «Познание Аллаха». Его вновь спросили: «Какое знание ты подразумеваешь?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повторил: «Познание Аллаха». Его переспросили: «Мы тебя спрашиваем о добром деле, а ты говоришь о знании», на это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Воистину, малое деяния, исполненное с познанием Аллаха приносит пользу, а большое деяние, совершаемое без познания Аллаха, не дает никакой пользы».
Что может быть признаком знаний и правильного понимания религии? Возможно, это 1. Благо, исходящее от поступков и слов этого человека, 2. Принятие в расчет различных сторон религиозных постановлений и факторов реальности, а не только тех, которые соответствуют интересам одного человека или группы, 3. Конечные мир и справедливость, которые являются закономерным завершением благих, искренних деяний. Потому что «прекрасное дерево дает прекрасные плоды». И в стремлении к благостному урожаю, мы должны в первую очередь позаботится не о его внешнем виде, а о самых основах, семенах, из которых и вырастут плоды наших деяний. А это – в понимании религии.
Ася Гагиева