• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Черты зрелой личности и нрав верующего. (Продолжение)

Время чтения: 5 мин
4819

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

6. Автономия и независимость от окружения, устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов

В каждой жизни встречаются и стрессы, и неудачи. Свойство зрелых личностей – терпеливое преодоление препятствий на пути к счастью и благополучию, стрессоустойчивость, умение «держать удар». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сильный верующий (в волевом, физическом, интеллектуальном, духовном плане) лучше и более любим Всевышним, чем слабый, хотя в обоих из них есть благо (заключающееся в их вере). Стремись к тому, что полезно для тебя (в плане мирского благополучия и вечного). Проси помощи у Господа и (никогда) не ослабевай (не давай слабину) (в устремленности своей, приложении усилий и в мольбе Богу о помощи)!»

7.  Свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового в уже известном.

Верующий постоянно совершенствуется, движется к благому и на этом пути каждый день – день новых побед над собой и переосмысления прошлого, который и дает возможность взглянуть по-новому на привычное.

8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я.

Такие ощущения характерны для верующего, когда он искренне, всем сердцем включается в молитву. Когда он забывает обо всем на свете, о самом себе и концентрируется на поклонении Всевышнему Аллаху через совершение молитвы. Любое благое дело, совершенное искренне, с ихсаном, оказывает тот же эффект: человек забывает о себе и отдается своему делу. Когда у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, что такое ихсан, он ответил: «Это значит поклоняться Аллаху так, как будто ты видишь Его; ведь когда ты не видишь Его, воистину, Он видит тебя» Человек, зная о величии и достоинствах Всевышнего, в состоянии ихсана, конечно же забывает обо всем, кроме Всевышнего и стремления угодить Ему.

9. Чувство общности с человечеством  в целом.

Слово мусульманин образовано от слова «салам», что значит «мир». Ислам – это религия мира, что отражается и в самом слове. Мира в душе, мира с реальностью, мира с окружающими и природой. Отношение мира выражается в не-причинении вреда, потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин – это тот, от чьего языка и рук сохранны мусульмане, а муъмин (уверовавший) – это тот, кому люди доверяют свою жизнь и имущество»  В другом хадисе сказано: «Лучший из вас – это тот, от кого ожидают добра и сохранны от его зла, а худший из вас – это тот, от кого не ожидают добра и не сохранны от его зла»

Особенно тесна связь верующего со своим братьями по вере. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уподобил умму единому организму, в котором болезнь одного органа отражается на состоянии остальных.

10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностном взаимодействии.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек (перенимает) веру своего «халиля» и пусть каждый из вас посмотрит, кто является его халилем». Выбор духовно развитых и устремленных друзей является залогом внутренней мобилизованности и собранности верующего. Поэтому верующий выбирает друзей с умом и дружит с ними сердцем.

11. Устойчивые внутренние моральные нормы. Остро чувствуют доброе и злое. Ориентированы на цели, а средства всегда им подчиняются.

Верующий знает и следует законам своей религии, он отличает добро и зло не только на основе знаний норм шариата, но  и с посредством сердца, реагирующего на грех или прегрешении беспокойством и стыдом.

12. «Философское» чувство юмора. Отношение с юмором к жизни в целом и к самому себе, но чья-то ущербность или невзгоды никогда не считаются смешными.

Верующий разбавляет общение и жизнь правдивым юмором, то есть шутками, в которых нет неправды. Такова Сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. К тому же, чтобы относиться к этому миру как к временному пристанищу, конечно же, нужно иногда посмотреть на него через призму доброго юмора, обесценивая тем самым мирские беды и несчастья. Однако шутить над кем-либо или шутить таким образом, чтобы это могло кого-то оскорбить – недопустимо.

13. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех его действиях.

Не знаю насчет креативности (не всем же быть Кулибинами), но эта черта напоминает мне слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Верующий подобен пчеле: она питается благим и приносит только благое»

14. Критичное отношение к той культуре, к которой они принадлежат: выбирается хорошее и отвергается плохое (полезное/неполезное). Ощущают себя больше представителями человечества в целом, нежели одной культуры.

Каждый верующий, несмотря на принадлежность определенной культуре, внутренне связан и чувствует свое родство с полутормиллиардной умой, независимо от цвета кожи и национальности. Он может соблюдать и уважать свои традиции и обычаи, за исключением тех, которые противоречат нормам Ислама. В таких случаях верующий отдает предпочтение своей вере, оставаясь преданным своему завету со Всевышним Аллахом.

Порой, читая те или иные психологические тексты, не перестаешь обнаруживать, что те черты, которые психологи считают признаками здоровой, успешной, развивающейся личности в большинстве совпадают с тем, к чему призывал нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. При этом в очередной раз убеждаешься в безграничной любви и милосердии Всевышнего Аллаха, Ниспославшего нам религию, в которой содержится бездонная мудрость и благость для исповедующих ее счастливцев.

Ася Гагиева

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle