Борьба за истину или битва за нафс?
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
По милости Всевышнего в современном мире каждый мусульманин имеет возможность получения религиозных знаний. И если даже у него нет возможности пройти весь курс обучения, то по крайней мере есть возможность получить ответ на интересующий вопрос. Но порой старые привычки – сильнее новых знаний. Это тот случай, когда человек заинтересован не в том, чтобы познать и следовать истине, а в том, чтобы найти в религии подтверждение правильности своего образа жизни, мышления, поведения.
Есть такое явление, как ошибка подтверждения. О нем писал в своей книге «Черный лебедь» Талеб Нассим: «Данный нам природой ментальный механизм, который я называю наивным эмпиризмом, побуждает нас искать свидетельства, подтверждающие наши представления о прошлом и об окружающем нас мире, — их всегда несложно найти. К сожалению, дурное дело нехитрое, особенно при наличии подходящих инструментов.
Вы подбираете факты, согласующиеся с вашими теориями, и называете их доказательствами. Например, дипломат продемонстрирует вам свои «достижения», а не то, в чем он не преуспел. Математики попытаются убедить вас, что их наука нужна обществу, ссылаясь на те случаи, когда она оказалась полезной, а не на те, когда было попусту затрачено время, и тем более не на те бесчисленные математические экзерсисы, за которые общество дорого заплатило, поскольку элегантные математические построения крайне неэмпиричны.
Даже при проверке гипотезы мы склонны искать факты, ее подтверждающие. Конечно, подтверждение найти несложно— достаточно внимательно приглядеться или поручить это практиканту. Я могу найти подтверждение почти чему угодно, так же как опытный лондонский таксист сможет даже в праздничный день найти пробку, чтобы накрутить цену». К сожалению, подобным ошибкам подвержены и некоторые верующие. И в этом случае ирония и веселье совсем не уместны. Потому что дело касается самого важного, святого…
Ошибка подтверждения в практике верующих имеет место быть когда порицаемому, запрещенному или сомнительному люди стараются (и иногда у них это получается) найти религиозное оправдание. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал нас от подобных заблуждений: «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям»
Когда человек совершает грех и признает, что это грех, - еще не так … (сложно подобрать подходящее слово), чем тогда, когда он грешит, и при этом ищет этому основу в (далиль) в Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. По моему мнению, нет ничего более мерзкого для верующего, чем искать своим сомнительным делам благое оправдание. Именно подобные им могут дозволить насилие, потому что «это древний обычай», оправдать курение, «потому что в Коране не сказано о нем», считать дозволенным убийства, ссылаясь на аят или хадис, спорить и оскорблять, «потому что он в заблуждении» и т.д.
Это те, чья «вера в душе», а «знания на языке». Они ищут в аятах и хадисах (а порой даже в высказываниях не-пророков) основу своих неблаговидных дел, игнорируя и отрицая те аяты и хадисы, в которых то же дело, например, порицаемо. В Коране Всевышний Аллах сказал: «Прочти им историю о том, кому Мы даровали Наши знамения, а он отбросил их. Дьявол последовал за ним, и он стал заблудшим. Если бы Мы пожелали, то возвысили бы его посредством этого. Однако он приник к земле и стал потакать своим желаниям. Он подобен собаке: если ты прогоняешь ее, она высовывает язык, и если ты оставишь ее в покое, она тоже высовывает язык» (сура «Аль-Аъраф», аяты 175-176).
В одном из хадисов сказано: «Наступит такое время, когда появятся люди, которые будут считать дозволенным прелюбодеяние, алкоголь и музыку». Сейчас сложно представить подобную ситуацию, но если мы будем стараться подчинить религию своим страстям, недозволенным поступкам, «защищая» их слабыми, недостоверными хадисами, либо искаженным пониманием аятов, то скоро придем и к тому, что найдем далиль и большим грехам.
Пусть Всевышний защитит нас от этого.
К религии нужен целостный подход – то, что называется пониманием религии. И поэтому – если человеку не хватает силы воли и честности, чтобы признать свой грех и свою страсть, то он должен найти в себе хотя бы мужество признать его. Так он хоть в какой-то части души остается на истине, остается слугой Всевышнего, а не рабом собственного нафса.
Ася Гагиева
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!