Является ли неблагодарность естественной чертой женщин?
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Некоторые задаются вопросом, является ли неблагодарность естественной чертой женщин. Или если сформулировать иначе, правда ли, что женщины более неблагодарны, чем мужчины? Подобные вопросы возникают в связи с хадисом, переданным Абу Саидом аль-Худри, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к месту молитвы в день жертвоприношения (или в день разговения), а затем, проходя мимо (собравшихся) женщин, (остановился и) обратился к ним с такими словами): «О женщины, давайте милостыню, ибо поистине, мне было дано увидеть, что вы составляете собой большинство из оказавшихся в Аду!» Они спросили: «Почему же, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Потому что вы часто проклинаете (людей) и проявляете неблагодарность по отношению к своим мужьям».
Без должного разъяснения данный хадис может быть понят так, будто женщины созданы ущемленными в нравственности и богобоязненности, хотя данные качества человек может сознательно развить вне зависимости от своего пола. Так, шейх Салман аль Кадах говорит: «Некоторые из самых худших, разрушительных заблуждений, которые бьют по самооценке своих «жертв» - это стереотипные убеждения относительно женщин. И эти заблуждения, к сожалению, распространены среди множества мужчин и женщин различных культур».
Стоит отметить, что эти стереотипы бьют не только по самооценке женщин, но и по отношениям между сестрами и братьями в целом. Потому как могут ли быть хорошие отношения между людьми, не уважающими друг друга, считающими друг друга ущербными, неполноценными в нравственности?
Давая разъяснение к вышеупомянутому хадису шейх отмечает, что одна из таких разрушительных идей – это то, что женщине никогда не удается угодить, она ни в каких условиях не может быть счастлива и довольна. Те, которые утверждают подобное, любят цитировать хадис, в котором сказано: «Я увидел, что большинство из обитателей Ада – это женщины, потому что они проявили неверие». И его спросили: «Неверие в Аллаха?» И он ответил: «Неверие в мужа, неверие в мужа, неверие в щедрость к ним. И если всю жизнь к ней хорошо относились, а потом она увидела что-то, [что бы ей не понравилось] то она скажет мужу: «Я ничего хорошего не видела от тебя» (Бухари, Муслим).
Те, кто цитирует данный хадис, согласно шарху, данному шейхом, не учитывают контекста, в котором эти слова были сказаны Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Под неблагодарностью подразумевалась привычка женщин в гневе или в порыве иных эмоций говорить не то, во что они искренне верят, а то, что может наиболее задеть мужа. Будучи в противоположных чувствах или в другой ситуации та же женщина может сказать: «Ты мне дороже всего мира».
«Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил эти слова, он лишь хотел привести пример порицаемых поступков и слов, которые люди говорят под давлением собственных эмоций. Это было сказано на благо – чтобы люди задумывались о последствиях своих слов и дел, и контролировали себя в критических ситуациях.
Ошибочно также полагать, что женщины менее религиозны, менее надежны или вообще хуже мужчин. Ничто из этого не является точным, утвержденным. Потому что есть множество примеров и образцов для подражания среди женщин, когда они проявляли большее усердие в поклонении, чем мужчины. Есть также множество случаев, когда женщины соблюдали права Аллаха (пост, молитву, этические принципы) в тех ситуациях, перед трудностью которых пасовали мужчины».
Мужчины и женщины, по словам шейха, это две стороны одной медали. И важно, чтобы общие утверждения не были восприняты буквально. Даже слово «опекун» в Исламе подразумевает не надзирателя, который контролирует, подозревает и держит женщину в «надлежащем месте», а главным образом служит обозначением мужчины как защитника и покровителя женщины, который заботится о ней и поддерживает ее.
Как говорит Всевышний Аллах в Коране: «Шайтан (…) хочет посеять между вами вражду и ненависть» (сура «аль Маида», «Трапеза», аят 91) Позволяя различным деструктивным убеждениям и стереотипам вносить раздор между нами, мы угождаем Иблису и вызываем порицание Всевышнего. И более того, «травмируем» отношения, основу которых согласно Исламу должны составлять уважение и милосердие друг к другу.
Ася Гагиева