9 признаков настоящего мусульманского ученого
Али ибн Абу Талиб говорил: «Смотрите на тех, от кого вы берете эти знания, ибо поистине – это религия!»
Многие попадают в сети экстремизма и других религиозных крайностей по причине того, что доверяются людям, доносящим недостоверную информацию и искаженное представление о религии. Все это, конечно, может делаться с определенным корыстным намерением. Но как понять, «настоящий» ли это ученый, можно ли ему доверять. Имам Мухаммад аль Газали в своей книге «Ихъя улум ад-дин» указал на неотъемлемые признаки истинных алимов. Отметим некоторые из них.
1. Предпочтение духовных ценностей материальным, вечной жизни – мирской.
Ученый не использует религию для своей выгоды, не прикрывает ею свои прихоти, судит максимально беспристрастно. Подобное состояние не достигается только получением знаний, а приходит с воспитанием души, с приведением дел и поведения в соответствие с его религиозными проповедями. Поэтому обладать знанием – еще не значит быть настоящим ученым. Ведь, как мы сказали раньше, знание может использоваться для вполне земных и далеко не благородных намерений. В том числе стремления к славе, признанию, величию и превосходству над другими.
2. Его слова соответствуют действиям и поведению.
«Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь?» (сура «аль Бакара», аят 44).
Соответствие слов и дел является непременным условием истинного алима. Причем его суждения относительно других должны быть такими же справедливыми, как и его суждения относительно самого себя и близких. От Абд аль-Рахмана ибн Ганама передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал однажды сидевшим в Запретной мечети сподвижникам, пришедшим туда за получением знаний: «Приобретайте столько знаний, сколько пожелаете, но Всевышний Аллах не вознаградит вас, если вы не будете действовать в соответствии с тем, что знаете».
Что мы знаем о женщинах – исламских ученых?
3. Аскетичность, неприхотливость в еде и одежде.
Алим скромен в еде, одежде, имуществе. Он старается ограничивать себя даже в дозволенном, чтобы как можно сильнее отдалиться от запретного. Мирские блага служат для него средством поддержания жизни, а не ее смыслом и тем более не возможностью похвалиться ими перед другими. Вспомним пример Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который обладая возможностью жить в роскоши, обходился необходимым и жил более чем скромно.
4. Отсутствие стремления к власти и власть имущим.
Алимы не стремятся сближаться с богатыми или влиятельными людьми. Они остерегаются искушения искать их благосклонности, а затем оправдывать любые их поступки и указы. Как говорится в одном из преданий: «Худшие среди ученых – это те, кто (без нужды) посещает правителей, а лучшие из правителей – те, кто посещает ученых». Суть этого признака не в том, что они ненавидят или презирают правителей, а в том, что они стараются обезопасить себя от стремления к власти и обольщения ею.
5. Осторожность в вынесении решений.
Они не принимают поспешных решений при вынесении вердиктов по религиозным вопросам (фетвам) и очень осторожны в рекомендациях. Потому что при всех их знаниях, они осознают их ограниченность, и боятся стать причиной какой-либо несправедливости. Шейх Абу Хафс Нишапури говорил: «Настоящий алим - это тот, кто, высказывая свое мнение по религиозным вопросам, боится и переживает, что ему придется объяснять свои решения в День Воскресения»
6. Воспитание нафса.
Истинный алим стремится совершенствовать свой нрав, знания, дела и слова. Он сосредоточен на преображении внутреннего мира. Потому что не может нести свет другим тот, кто не открыл его в себе.
7. Совершенствование веры.
Они размышляют о знамениях, верят в сокровенное, пытаются постигнуть смыслы творений и событий, размышляют над Кораном. Эти и другие виды духовного труда в конце концов проявляются в совершенствовании «трех показателей» его веры: таваккуля (упование на Аллаха, доверие Ему), риды (принятие своей судьбы и того, на что он не может влиять) и таслима (подчинения воле Творца). Также совершенство веры выражается в спокойном отношении к мирским благам – он не гонится за ними, но и не пренебрегает своими материальными обязательствами перед собой и другими.
8. Скромность и смирение.
Скромность, смирение, неприхотливость – неотъемлемые спутники истинно знающего. Если знания сопровождаются гневливостью, высокомерием, тщеславием, пафосными речами, то это лишь показывает, что знания были получены для обретения мирских благ, а не искреннего служения истине.
Тот, кто служит истине, спокоен, скромен, дружелюбен, воздерживается от пустых или бессмысленных разговоров, и его манера говорить естественна и непритязательна, поскольку она рождается из гордости и надменности и указывает на отсутствие страха перед Всевышним Аллахом. Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: «Приобретайте знания и приобретайте спокойствие, уравновешенность и мягкость вместе со знанием; ведите себя скромно с теми, от кого вы учитесь, и пусть те, кто учится у вас, будут смиренны с вами. Не становитесь одними из ученых-деспотов, потому что знания не могут основываться на невежестве».
9. Достоверные знания и надежные источники.
Алим с глубоким пониманием изучает различные отрасли знания. Он принимает то знание, которое основано на надежных источниках, обладают признаками достоверности. Более того, ученые могут не ограничиваться только религиозными знаниями. Не только в силу особенного места знаний в их системе мировоззрении, но еще и потому, что для того, чтобы выносить решение по какому-либо вопросу, надо знать его не только с религиозной стороны, но и с практической.
Islam-Today