• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

7 доводов, почему ислам - религия мира, а не насилия и терроризма. Часть 3

Время чтения: 6 мин
5202

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

V. Ислам - религия беспристрастности и справедливости.

Аят.  «О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным…» (Коран 4:135).

История.  Абу Нуайм в книге «аль-Хилья» привел следующую историю, которая произошла между Али ибн Абу Талибом и одним из немусульман.

Как-то раз Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, будучи халифом мусульман, потерял свою кольчугу, которая была ему очень дорога. Прошло совсем немного времени, и он увидел ее в руках одного человека из числа немусульман, который проживал на территории исламского государства. Тот продавал ее на рынке Куфы. Как только Али посмотрел на кольчугу, он тут же узнал ее.

Он сказал этому человеку:

— Это моя кольчуга. Она упала с моего верблюда в такую-то ночь в таком-то месте.
— Нет же, она моя и она в моих руках, о повелитель верующих! — отвечал продавец (в одной из  версий сообщается, что это был иудей).
— Поистине, эта кольчуга моя. Я ее никому не продавал и не дарил, так что твоей она стать не могла.
— Пусть нас рассудит судья мусульман, — ответил иудей.
— Это справедливо. Так поспешим же к нему! — сказал Али.
И они отправились к судье Шурайху. Когда они предстали перед ним в судебном собрании, он спросил Али:
— Что скажешь, о повелитель верующих?
— Я обнаружил свою кольчугу у этого мужчины. Она выпала у меня в такую-то ночь в таком-то месте. И я не продавал ее ему и не дарил.

Читайте также: 7 доводов, почему ислам - религия мира, а не насилия и терроризма. Часть 1.

Обращаясь к продавцу, Шурайх спросил:
— А что скажешь ты?
— Эта кольчуга моя и она в моих руках. Но я не обвиняю повелителя верующих во лжи.
Шурайх повернулся к Али и сказал:
— О повелитель верующих! У меня нет сомнения, что ты прав в том, что говоришь, и что это твоя кольчуга. Однако ты должен привести двух свидетелей для подтверждения истинности своих утверждений.
— Хорошо. Мой слуга Канбар и мой сын аль-Хасан — вот мои свидетели, — сказал Али.
— Но свидетельство сына в пользу отца не принимается, о повелитель верующих!
— Пресвят Аллах! У человека из числа обитателей рая не принимается свидетельство! Неужели ты не слышал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аль-Хасан и аль-Хусейн — предводители юношей обитателей Рая»?
— Слышал, конечно же, о повелитель верующих! — сказал Шурайх. — Однако я не позволю сыну свидетельствовать в пользу отца.

Али повернулся к иудею и сказал:
— Возьми эту кольчугу себе! У меня нет свидетелей, кроме этих.
Мужчина воскликнул:
— Я свидетельствую, что эта кольчуга твоя, о повелитель верующих!
И добавил:
— О Аллах! Повелитель правоверных судится со мной у своего судьи, и его судья выносит решение в мою пользу! Я свидетельствую, что религия, которая приказывает это, — истина! И я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и посланник! Так знай, о судья, что это кольчуга повелителя верующих. Я следовал за войском, которое отправлялось в Сыффин, и эта кольчуга упала с его верблюда пепельного цвета, а я подобрал ее.

Али, да будет доволен им Аллах, сказал ему:
— Уж если дело приняло такой оборот, и ты принял Ислам, то поистине, я дарю ее тебе! А в придачу к ней и этого коня!
Прошло совсем немного времени, и этого мужчину увидели под знаменами Али в битве с хариджитами при Нахраване. Он храбро сражался, пока, наконец, не принял смерть мученика за веру.

Мусульмане придерживались беспристрастия и справедливости. А если кто-либо уклонялся от законов Всевышнего, то наставляли его на прямой путь напоминанием и дозволенными мерами. Как говорил один праведник: «Нельзя нарушать закон, можно только разбиться о него».

Читайте также: 7 доводов, почему ислам - религия мира, а не насилия и терроризма. Часть 2

VI. Ислам - религия умеренности между мирским и вечным.

Аят.  «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины...» (Коран, 2:143).

История. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то бедуин и попросил его: «Укажи мне на такое дело, которое поможет мне попасть в рай, если я буду совершать его». (В ответ ему посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Поклоняйся Аллаху, (никого и) ничего не придавая Ему в сотоварищи, совершай предписанную молитву, выплачивай обязательный закят и постись во время рамадана». (Бедуин) воскликнул: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, я ничего не добавлю к этому!» − а когда он ушёл, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть посмотрит на этого (бедуина) тот, кому доставит радость взгляд на человека из числа обитателей Рая». (Муслим).

Пояснение. Умеренность является отличительной чертой Ислама. Всевышний не возлагает на человека больше его возможностей. Он сказал в Коране: «Аллах желает для вас легкости и не желает для вас затруднения» (сура «Аль-Бакара», аят 185). Известный ученый Ибн Касир, комментируя данный аят, приводит по этому поводу такие слова Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего: «Самое лучшее из вашей религии – облегченное»; при этом Пророк, подчеркивая важность этих слов, повторил их дважды (Ахмад).

Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегая своих последователей от чрезмерности и впадения в крайности, говорил: «Поистине, эта религия легка, но, если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его. Так придерживайтесь же правильного, и радуйте, и приближайтесь, и обращайтесь (к Аллаху) за помощью утром, вечером и в некоторые часы ночи» (аль-Бухари). 

Экстремизм является порождением неправильного, однобокого понимания религии и игнорирования исламского принципа «васатыйи» (срединности, позиции баланса)  Часто преступление границ разумного даже в делах религии приводит к грехам и неверию. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Воистину, проявляющие чрезмерную строгость и излишнюю щепетильность - погибнут» (Муслим) Принцип умеренности касается не только религиозной практики, но и «практики земной жизни».

В Коране Всевышний Аллах говорит: «И стремись к Последней обители посредством того, что даровал тебе Аллах, но не забывай о своем уделе в этом мире!» (сура «аль-Касас», аят 77). В другом аяте сказано: «О те, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые разрешил вам Аллах, и не преступайте границ дозволенного, ведь поистине Аллах не любит преступающих!» (сура «аль Маида», аят 87). В целом позицию «исламской середины» можно выразить словами бывшего президента Исламского общества Северной Америки Музаммиля Сиддики:  «Ислам -  это баланс между консерватизмом (фундаментализмом) и реформизмом, или между постоянством и гибкостью.

Он соединяет их в великолепной гармонии, отводя каждому свое место: постоянство необходимо в том, что должно остаться на века, а гибкость – в том, что должно изменяться и двигаться вперед. Такую выдающуюся особенность, свойственную посланию ислама, не найти ни в одном другом законе за всю историю человечества».

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle