• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

2 правила обращения с будущим

Время чтения: 4 мин
6637

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

1. Будущее неопределенно.

Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, часто говорил: «Если ты должил до вечера, не жди, (что доживешь и) до утра, а если ты дожил до утра, не жди, (что доживешь и) до вечера, и бери у твоего здоровья (то, что пригодится) для твоей болезни, а у твоей жизни – (то, что пригодится) для твоей смерти». Зачастую многие из нас забывают о «праве жизни на неожиданность». Нас хочется все упорядочить, запланировать, предсказать во имя уверенности в завтрашнем дне и душевного спокойствия.

Однако нет в мире ничего более непредсказуемого, чем воля Всевышнего, Который может изменить по Своему усмотрению что Ему угодно: «Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать «Будь!» - как это сбывается». Привычка и большие надежды искажают наше представление о реальности – кажется, что она не может дать ничего большего или меньшего, чем то, что мы уже имеем. Талеб Нассим в книге «Черный лебедь» привел пример индюшки, которую каждый кормят ее заботливые хозяева. Каждый день кормежки, как утверждает автор, будет укреплять ее в убеждении, что в жизни существует общее правило: каждый день дружелюбные представители рода человеческого, «заботящиеся о ее благе», как сказал бы политик, насыпают в кормушку зерно. Накануне дня благодарения случается неожиданное – ее готовят на праздничный ужин.

Один из капитанов писал: «За всю свою профессиональную жизнь я ни разу не попадал ни в какую хоть сколько-нибудь серьезную аварию. За все свои годы на море я видел только одно судно, терпящее бедствие. Я никогда не видел крушения, не оказывался в ситуации, которая грозила катастрофой». Это была записка Дж. Смита, капитана «Титаника».

Итак, благодаря относительно спокойному, ровному настоящему у нас формируется лживая уверенность в предсказуемости завтрашнего дня, и мы забываем, что годы безмятежности и движение к успеху могут быть подготовкой к самому крупному крушению в жизни.

Итак, первое правило обращения с завтрашним днем заключается в том, чтобы смириться с его неопределенностью, призрачностью. Кто-то из нас не доживет до завтра, кто-то достигнет успеха, кого-то постигнет несчастье, а чье-то «завтра» будет почти таким же, как вчера. «Не знает душа, что она приобретет завтра».

2. По воле Всевышнего.

Планирование завтрашнего дня будет правильным с точки зрения Ислама, если тщательно продуманный план или расписание на день мы будем заключать словами «если на то будет воля Аллаха». Ведь все, что мы запланировали, осуществимо только с Его дозволения.

Поучительна в запоминании этого правила история ниспослания суры «Пещера» (Аль-Кахф). Рассказывают, что сомневающиеся в миссии Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, курайшиты послали двух своих представителей к иудейским жрецам, чтобы они узнали у них, есть ли в их Священном Писании (Тауврат) какая-либо весть о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, о его приходе. Иудейские ученые, с которыми они встретились, посоветовали поговорить с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и задать ему три вопроса. Если он ответит на них, значит, он истинный Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Если же он не сможет дать ответ, значит, он самозванец. Три вопроса касались группы юношей, ушедших из своего племени в пещеру; истории человека, обошедшего всю землю, побывавшего на востоке и западе и третий вопрос относительно того, что такое душа.

Курайшиты вернулись к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и задали ему эти три вопроса, на которые он, да благословит его Аллах и приветствует, обещал дать ответы на следующий день. При этом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, забыл сказать «Если на то будет воля Аллаха».

Однако на следующий день Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не получил никакого откровения. Не получил и на второй день… И так прошло 15 дней и ночей. Неверующие стали укрепляться в своих сомнениях относительно его миссии, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был обеспокоен и опечален отсутствием откровений. Но Всевышний Аллах проявил к Нему Свою милость и по истечении 15 дней послал ангела Джабраила, мир ему, с сурой «Кахф», в которой был рассказ об этих юношах, поселившихся в пещере, о Зуль-Карнайне, обошедшем весь мир. В суре «Аль-Исра» Всевышний сказал ему: «Станут спрашивать они тебя о душе. Отвечай: «О душе ведомо лишь Господу моему…»

В этой же суре в 23 и 24 аятах Всевышний дал наставление Своему Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует: «И никогда не говори: «Я сделаю это завтра» Если только этого не пожелает Аллах! Если же ты забыл, то помяни своего Господа и скажи: «Быть может, Господь мой поведет меня более правильным путем».

Поэтому второе правило заключается в том, чтобы помнить - даже если наши надежды добрались до завтра, то реализоваться они могут только с позволения Всевышнего. Ин шаа Аллах1!

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle