• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Женщина за рулем: как поведут себя клерикалы?

Время чтения: 2 мин
2249

The Economist пишет, что социальные перемены в Саудовской Аравии не только предоставляют женщинам долгожданные права, но и могут помочь навести порядок во всем Исламском мире.

Однако смогут ли эти реформы осуществиться на фоне яростного саудовских сопротивления клерикалов? Так, в прошлую пятницу один из видных саудовских священнослужителей выступил с громким заявлением о том, что разрешение женщинам на вождение авто приведет к безнравственности и исчезновению такого понятия, как девственность саудовских девушек. Другой имам заявил, что женщины не могут водить авто, поскольку у них слабый мозг. Еще один блюститель традиций опираясь на якобы научные данные, вещал, что вождение может отрицательно сказаться на женском здоровье.

Тем не менее, час Х настал: с 24 июня саудовским женщинам разрешено водить свои автомобили. Западные источники называют этот акт одним из шагов на пути к эмансипации, очевидно мечтая о том времени, когда саудовские женщины настолько эмансипируются, что смогут, например, принимать участие в ежегодных велопробегах голышом, как это делается в «просвещенных» странах Запада. Поэтому саудовскому обществу придется держаться золотой середины, выражающейся в том, что с одной стороны женщина обретет права, а с другой – не опошлится, как это произошло в пост-христианском мире, но останется эталоном чистоты и достоинства.

Разработка стратегии «золотой середины», полагаю, не составит труда для религиозных идеологов, воспитанных на исламском принципе «срединной религии». Иначе им придется либо проверить на прочность силу намерений саудовской верхушки, возглавив протесты правоверных саудовцев, выведя их на площади и улицы. Иными словами, религиозные лидеры могут проявить себя бескомпромиссными радетелями традиций, не вписывающимися в новые социальные тренды и вообще – в будущее государства, либо они поймут, что бастионы веры и нравственности никак не зависят от того, водят женщины авто или нет.

А пока протесты вполне возможны, поскольку так уж получилось, что понятие правоверия в исламе во многом равнозначно отсутствию прав у женщин. Получение же ими прав может восприняться как покушение на основы религии. Действительно, женщины-водители являются наиболее заметным аспектом социальной революции начатой наследным принцем Мухаммадом ибн Салманом. Революция сверху открыла для женщин кинотеатры, музыка стала исполняться в общественных местах; умерила свой пыл полиция нравов.

Считается, что либерализация отражает стремление наследного принца снять экономику страны с нефтяной иглы. Оно и верно: еще пара десятков лет, и углеводороды уйдут в прошлое, также, как кануло в лету отопление дровами. А сохранять уровень жизни придется таким, каким он был в лучшие годы торговли ресурсами.

А пока право на вождение авто женщинами начинает прокладывать себе путь в саудовском обществе, наряду с рядом других нововведений, среди которых всерьез рассматривается завершение многовековой эпохи мужской «опеки» женщин в вопросах о том, разрешать ли женщинам учиться или выезжать за границу.

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle