• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

В Пакистане обсуждается законопроект о защите основ ислама

353

Новый законопроект в Пакистане о защите основ Ислама. (Источник фото: yandex.ru)

Новый законопроект в Пакистане о защите основ Ислама. (Источник фото: yandex.ru)

В северо-восточной пакистанской провинции Пенджаб, граничащей с Индией, готовится к принятию новый закон под названием «Тахаффуз-э-Буньяд-э-Ислам» («Защита основ Ислама»).

Однако он тут же вызвал волну критики в свой адрес. Например, генеральный секретарь пакистанской шиитской политической организации «Маджлис-е вахдат-е муслимин» (МВМ) со штаб-квартирой в Исламабаде Аллама Насир Аббас Джаффари в воскресенье назвал законопроект противоречащим Конституции Пакистана и основным правам человека. Джаффари справедливо заметил, что перед внесением законопроекта о защите основ ислама, законодатели не провели консультаций ни с суннитскими, ни с шиитскими улемами, что уже вызывает сомнения в ценности этого проекта. Кстати, МВМ выступает за создание в Пакистане демократического исламского государства, на основе союза суннитов и шиитов.

Законопроект был встречен в штыки Главным покровителем Верховного Совета шиитских улемов Пакистана Али Шахом Мусави, который объявил, что по всему Пакистану будет проведен день мирного протеста против упомянутого законопроекта.

Другие критики законопроекта заявляют, что он служит распространению радикализма, поскольку с целью умиротворения радикальных исламистских правых пакистанские политики партии зашли так далеко, что сами стали неотличимыми от радикалов.

Существуют и другие аспекты внутренней жизни в стране, которые испытают на себе эффект нового закона в случае его принятия. Например, законопроект наделяет Главное управление по связям с общественностью полномочиями по цензуре и мониторингу любой литературы, которую государственные органы сочтут антиисламской и противоречащей национальным интересам страны.

Литературой Пакистан занимается плотно. Так, недавно Национальное Собрание Пакистана, – высший законодательный орган страны, – приняло резолюцию, обязывающую писать формулировку «Хатим-ан-Набийин» («Печать пророков») с именем пророка Мухаммада (мир ему и молитва) во всех школьных учебниках. А не далее, как на прошлой неделе в Пакистане были запрещены 100 наименований книг за «богохульный, аморальный и антипакистанский контент». В начале этого месяца было остановлено строительство первого индуистского храма в столице Пакистана, поскольку несколько законодателей назвали возведение неисламского храма противоречащим духу ислама.

В общем, в Пакистане законодатели и власть вообще трепетно относятся к исламским ценностям. Отсюда такое законодательство и достаточно нетерпимое отношение к инакомыслию. Происходящее в Пакистане отражает усилия пакистанской политической элиты по исламизации страны, прежде всего в интересах выборов. Государство Пакистан, официальное название которого звучит как Исламская Республика Пакистан, по факту своего существования сильно исламизировано, иначе оно не отделилось бы от Индии в 1947 году. Казалось бы, какие могут быть проблемы с исламом и какие опасности ему угрожают в этом исламском государстве?

Тем не менее, вместо того, серьезные политические силы в стране считают, что в Пакистане набирают силу опасные тенденции, поскольку законодатели страны участвуют в гонке по ее дальнейшей исламизации, выходящей за рамки разумного. Критики считают, что набирающая обороты тенденция выдвижения спорных религиозных законопроектов будет иметь серьезные последствия для безопасности и внутренней стабильности Пакистана, приведет к радикализации пакистанского.

Радикализация общества по религиозным векторам уже более, чем заметна повсюду, в том числе и на самых высоких уровнях государства. Например, недавно премьер-министр Пакистана Имран Хан заявил парламенту, что Соединенные Штаты «замучили» Усаму бен Ладена. Между прочим, стоит напомнить, что Бен Ладен считается основателем и точно являлся первым лидером печально известной международной исламистской террористической организации «Аль-Каида». И вот, второй человек в государстве создает ореол святости и мученичества вокруг имени этого персонажа.

Между тем, семидесятилетняя история Пакистана показывает, что усилия государства по умиротворению и попыток сотрудничества с религиозными экстремистами в целях решения задач внешней политики и национальной безопасности приводили к негативным последствиям, хаосу и разрушениям по всей стране. Попытки договориться с террористами привели к тому, что за последнее десятилетие тысячи пакистанцев погибли в результате террористических нападений. За последние три десятилетия в Пакистане религиозные экстремисты погубили более 70 000 жизней.

Проблемой терроризма в Пакистане обеспокоена и ООН. В недавнем докладе этой структуры говорится, что тысячи боевиков, бежавших из Пакистана, скрываются в Афганистане и по-прежнему представляют серьезную угрозу безопасности Пакистана. «Общее число пакистанских иностранных боевиков-террористов в Афганистане, представляющих угрозу для обеих стран, оценивается между 6000 и 6500 человек”, - говорится в документе ООН. Основная масса беглых боевиков относятся к наиболее активной террористической группировке пакистанского происхождения «Тахрик-е талибан-е Пакистан», созданной в 2003 году с целью оказания сопротивления «прозападному» пакистанскому правительству.

Критики законопроекта о защите основ ислама считают, что в отличие от террористов, гораздо большую угрозу национальной безопасности представляют законодатели и политические партии, пропагандирующие акты ненависти и насилия в отношении религиозных меньшинств, что в принципе несовместимо с исламом, основы которого законодатели собираются защищать.

Растущая культура нетерпимости и фанатизма, которую пропагандируют законодатели страны, быстро становится угрозой и для законодателей. Не так давно бывший министр иностранных дел Пакистана был обвинен в богохульстве одним из парламентариев за слова о том, что все религии равны. Осознавая нарастающую опасность религиозной радикализации государства пакистанский федеральный министр науки и техники Фавад Чаудри в своем твиттере заявил, что эта опасная тенденция «глубоко погрузит нас в сектантство и религиозный экстремизм».

В заключение, вернусь к предостережению, прозвучавшему со стороны Аббаса Джаффари. Он подчеркивает, что пропаганда терпимости и братства имеет кардинальное значение, и предлагает свой вариант развития религиозной жизни в стране под названием «Послание ислама». Джаффари считает, что это Послание будет иметь большое значение для поддержания межконфессиональной гармонии и взаимного уважения, если, конечно, будет услышано.

Айдар Хайрутдинов

Комментарии для сайта Cackle