Россия и Иран: вероятное будущее двустороннего сотрудничества
По мере эскалации напряженности в Персидском заливе, набиравшей обороты в течение нескольких последних недель, в этом взрывоопасном регионе наблюдается рост военно-политической активности крупных международных игроков во главе с США.
Например, под предлогом обеспечения безопасности судоходства и торговых путей через Ормузский пролив США намерены развивать присутствие в Заливе ВМС Соединенных Штатов и союзных с ними европейских государств в целях сдерживания возможных действий Ирана, нацеленных на вмешательство в функционирование морских коммуникаций.
Между тем, сотрудник Джорджтаунского университета Ширин Хантер, занимающаяся исследованием арабо-иранских отношений считает, что в свете происходящего Россия также не намерена оставаться в стороне, о чем свидетельствует активизация Москвой дипломатической и иных видов международной деятельности. Перед Россией стоит цель не допустить собственной изоляции от процессов, которые могут произойти в регионе в ближайшие месяцы.
Если подробнее остановиться на дипломатических ходах, совершенных Москвой, то ею были внесены предложения относительно создания потенциальных механизмов коллективной безопасности в Персидском заливе. Коллективность предполагает участие в сотрудничестве всех государств региона.
Однако главным координатором усилий по сохранению коллективной безопасности, по мнению российской стороны, должен быть контроль и наблюдение со стороны пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. Кроме того, Россия предложила определенные меры по обеспечению безопасности в регионе и по линии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Кроме того, Россия уже давно позиционирует себя в качестве посредника между Ираном и арабскими государствами Персидского залива. Для арабских медиа уже не является новостью тот факт, что президент РФ может стать лучшим политическим посредником между Ираном и его арабскими соседями, включая Саудовскую Аравию, поскольку у него хорошие отношения со всеми ними.
Поскольку деятельность России в регионе Персидского залива не ограничивается только дипломатией, то остановимся и на других шагах, которые Москва предпринимает для того, чтобы влиять на повестку дня на берегах Персидского залива, чтобы занять свое место в регионе вместе с другими великими державами, в частности Соединенными Штатами и Европейским Союзом, и чтобы играть свою роль в перспективных решениях, касающихся региональной безопасности.
Не так давно поездку в Москву совершил командующий ВМС Ирана Дарьядар Хусейн Ханзади. По этому поводу иранские СМИ сообщили, что Тегеран и Москва подписали некое секретное военное соглашение, содержание которого, по понятным причинам они огласить не могли, поскольку не владели информацией.
Однако, вне зависимости от того, была ли достигнута такая договоренность и что именно она влечет за собой, поездка высокопоставленного иранского военного чиновника в Москву имела и очевидный конкретный результат. Была достигнута договоренность о том, что Иран и Россия проведут совместные военные маневры в Персидском заливе до конца текущего года.
Также в прессу просочилась информация о том, что Тегеран согласился предоставить России права базирования в своих портах Бандар-Бушер и Чабахар для того, чтобы Москва могла реализовать свое намерение разместить в этих портах современное вооружение.
Согласно другим источникам, о которых упоминает Ширин Хантер, Москва планирует создать базу подводных лодок в иранском Чабахаре. Если эти сообщения окажутся верными, это будет означать, что современное российские руководство шаг за шагом возвращает себе статус мировой океанской державы.
(продолжение следует)
Айдар Хайрутдинов