Проект Халифата модели 1923 года
Мало кто знает, что в 1923 году вышла в свет первая общемусульманский политический манифест Ислама под названием «Воззвание к мусульманским народам». Автором беспрецендентного документа, который современниками был назван не иначе, как Исламской Конституцией был выдающийся татарской религиозный и общественный деятель Муса Бигиев (1875-1949).
В 236 статьях «Воззвания» были изложены принципы жизнеустройства как российских, так и зарубежных мусульман, соответствующие канонам ислама в современных условиях. В своей работе М.Бигиев затронул все основные моменты строительства мусульманского общества: проблему исламского Халифата, права человека, военное право через призму учения ислама, основы мусульманской дипломатии и внешней политики, права мусульманской женщины и многое другое. Этот труд является наиболее концентрированным выражением мыслей, идей и чаяний выдающегося татарского богослова.
Очевидно, что проблема исламского халифата часто поднимается в наши дни. Более того, в поле халифатской проблематики действуют различные мусульманские движения политического толка, которые зачастую используют этот вопрос для нагнетания напряженности и углубления противостояния между народами и религиями. В этой связи представляется интересным взглянуть на проект исламского халифата в видении Мусы Бигиева. Так мы можем оценить разницу между тем, что нам предлагают современные радетели возрождения халифата и как представляли себе халифат татарские религиозные мыслители сто лет тому назад.
Ниже приводятся статьи «Воззвания», посвященные проблеме Халифата.
108. Халифат представляет из себя главное и общее руководство исламским сообществом в вопросах политики и жизнеустройства. Халифат – это система жизнеустройства, ответственная за мощь и могущество государства, благосостояние народа, обустройство и благоустройство страны. Он исполняет решения шариата и государственных законов и служит процветанию уммы и торжеству справедливости.
109. Халифат не означает концентрацию власти и могущества в руках отдельной личности. Халифат не означает тиранию одной личности или единоличную монархию. Это власть всего народа, выражающая независимость и свободу уммы. Халифат не является государством-завоевателем, оно не является государством-агрессором. Халифат — это государство-хранитель Ислама, государство обеспечивающее интересы и процветание мусульман и их независимость.
110. Подобная форма власти должна проистекать из силы и воли населения. Она ни коим образом не должна быть зависима от капризов определенной личности или интересов какого-либо племени. Поэтому:
111. В исламском Халифате, конечно, не может быть условием вечное господство курайшитского племени и оно не является таковым. В первые века Ислама в силу могущества курайшитов и в виду их усердия, в силу их всестороннего преимущества право управления Халифатом было их законным правом.
112. В наше время столь великая честь - честь являться исламским Халифатом - принадлежит величайшему мусульманскому государству современности, Владычице Святынь Мекки и Медины, и Священной мечети аль-Акса — Турецкой державе. На фронтах мировой войны, в особенности в битве при Чанак-кале Турция доказала свою великую мощь и влиятельность на мировой политической арене. Поэтому право Халифата может принадлежать только турецкому народу и только Великому Турецкому государству. Поэтому:
113. Российские мусульмане, Совет улемов, Уфимское духовное собрание, являющиеся выразителем сердечных чаяний всех мусульман, провозвестником их убеждений и их языком, признавая за Турцией право на управление исламским Халифатом, передают современному Турецкому государству это право.
114. В руках Великого Национального собрания, в руках турецкого правительства, в руках турецкого султана право на исламский халифат является сегодня священным правом. Сегодня великой задачей и непреложной обязанностью, долгом всех мусульман является сохранение халифата от всякого рода проявлений национального гнета и всех возможных посылок для этого. Поэтому:
115. Российские мусульмане выражают свою крайнюю ненависть к условиям современных договоров с Антантой и к условиям версальско-севрских соглашений, которые стали средством сильного унижения и оскорбления всего человечества, а в особенности мусульман всей земли.
116. Российские мусульмане благословляют и одобряют современные турецкие национальные движения и их усердие на пути Ислама в деле спасения Востока.
117. В дальнейшем российские мусульмане, конечно, будут принимать самое безотлагательное участие во всех требуемых акциях поддержки этих движений.
118. Институт шейхульисламов Турции компетенцией специальной богословской комиссии в соответствии с методами, изложенными в главе этой книги о систематизации шариата, должен организовать заседательный шариатский орган и принять его решения за основу в принятии государственных законов, при реализации социальных потребностей нации и его экономической жизни. Этот орган должен распространить свои решения и достичь мусульман всего мира, он должен воодушевить сердца мусульман, добиться признания и любви мусульман. Только благодаря благотворному влиянию такого способа можно обеспечить сущностное наполнение Халифата и чувство уважения к нему в сердцах всех мусульман.
119. Турецкое правительство при участии и помощи мирового мусульманского сообщества должно обустроить сообразно их величию и святости и привести в надлежащий вид две главные мусульманские святыни: Каабу, Запретную мечеть, Мекку и Сад Благоденствия — Медину. Оно должно привести в надлежащий вид систему железнодорожных перевозок и решительно пресечь разбой, творимый кочевыми арабами.
120. Дом Аллаха является киблой мусульман, которой они придерживаются во время каждого из намазов. Обряд хаджжа является местом возвращения и священным центром мусульман. Обряды хаджа, установленные великим решением Мудрого законодателя (да благословит его Алах и да приветствует!) являются мощным и мудрым средством улучшения религиозного, культурного, экономического, социального и политического положения мусульман. Радиотелеграфом сегодняшних мусульман являются Кааба, гора Арафат и проповеди, читаемые на собраниях мусульман в долине Мина. Поэтому:
121. Совершенно необходимо максимально облегчить пути совершения хаджжа, в совершенстве обеспечить удобствами и комфортом паломников, упорядочить способ совеершения обрядов паломничества так, чтобы в полной мере обеспечить должный уровень этих актов поклонения.
Турецкое правительство и Великое национальное собрание должны со всем вниманием и в совершенстве исполнить эти большие религиозные и политические задачи.
122. В современном мире вообще и в западной цивилизации в частности отсутствует такое понятие, как экономическая справедливость. Меньшинство всегда и повсеместно занято неразумной растратой богатств, а большинство всегда и повсеместно униженно прозябает в адских условиях. Сегодня западный мир переживает великие потрясения и кризисы в экономической и социальной сферах. Большинство населения мусульманских стран относится к пролетариям, к трудящимся. Они от рождения до могилы живут в крайней нужде и нищете. Причины этого отвратительного состояния, конечно же, не естественные, а социальные. Можно и нужно изменить это положение дел и причины, его вызвавшие. Анархисты и социально-политические партии сводят все такие состояния лишь к несовершенству прежних правовых систем. Они прилагают все усилия для того, чтобы низвергнуть или дискредитировать все предшествовавшие системы без исключения. У мусульманских лидеров нет уважительной причины для того, чтобы, остаться безучастными в этом крайне важном процессе и не сказать своего слова. Но если в мусульманских движениях участвуют партийцы, соблюдающие интересы и нужды униженных социальных слоев, то это допустимо.
Поскольку вопрос утверждения норм шариата требует поиска решений, соответствующих основам ислама, то будет совершенно естественным, если в самом ближайшем будущем мусульманские пролетарии и трудящиеся станут принимать активное участие в таких движениях. Если этого не произойдет, то место установленного Благородным Кораном шариата займут торы капитала или евангелия анархии.
По этой причине, права и достоинство пролетариев, их интересы должны быть обеспечены решениями, соответствующими духу основ Ислама. В этом процессе главную роль предстоит сыграть институту шейхульисламов при Национальном меджлисе посредством их справедливых постановлений и указов. Богословские собрания мусульманских стран должны систематизировать каноны ислама, исламский Халифат должен во всех аспектах придерживаться традиций досточтимого Сиддика Фарука. Только тогда Халифат будет настоящим исламским Халифатом и только тогда исламский Халифат станет образцом высокой культуры. И тогда в сердца всех людей войдут и утвердятся уважение к Благородному Корану и любовь к Исламу.
Айдар Хайрутдинов
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.