Новый Великий Шелковый Путь, или «Азиатско-Тихоокеанская мечта» Пекина
В наилучшей и ближайшей перспективе хотя бы часть мусульманского мира, возможно, присоединится к грандиозному проекту трансформации существующей политико-экономической парадигмы под патронажем Китая и в лучах благотворного АТЭС.
2014 год стал переломным для, не побоюсь этого слова, судеб всего мира. Уходящий год ознаменуется тем, что воодушевленный итогами саммита АТЕС, в работе которого Россия приняла самое активное участие, Пекин приступил к осуществлению «Азиатско-Тихоокеанской мечты», а именно: к созданию будущей Евразии в виде грандиозного Китайского Пояса Шелкового Пути. Журналисты характеризуют этот проект не иначе как «самый грандиозный и амбициозный многонациональный инфраструктурный проект из всех когда-либо существовавших».
Новый Великий Шелковый Путь – это комплексная сеть высокоскоростных железных дорог, трубо-энергопроводов, современных морских портов, оптико-волоконных кабелей, который свяжет страны Центральной Азии, Россию, Иран, Турцию и Индийский океан, а также будет иметь продолжение в Европе: Венеции, Роттердаме, Дуйсбурге и Берлине. Как видим, в рамках проекта предполагается не только российское участие, но и привлечение к участию в процессе переустройства мира мусульманских стран Центральной и Средней Азии, включая Иран и Турцию. Великий Шелковый путь, начинаясь в Поднебесной, представлял собой главную торгово-экономическую артерию средневекового мусульманского мира. Теперь он имеет все шансы не только воскреснуть, но и вдохнуть новые жизненные силы и смыслы в изрядно потрепанные временем и политическими коллизиями мусульманские страны. Настоящий Божий дар для мусульман, никак иначе. Теперь от мусульманских правительств требуется предпринять максимум возможных шагов, чтобы не оказаться на обочине Нового Великого Шелкового Пути.
С точки зрения создателей грандиозного китайского проекта антироссийская истерия, развязанная и нагнетаемая Западом во главе с США, оказалась как нельзя кстати. Ведь нет никаких сомнений, что политико-экономическая (а в будущем, возможно и ментальная) переориентация Москвы (а вместе с ней и населения России) с западного направления на Восточную Азию была вызвана внешнеполитической доктриной США, сокрушившей собственную волю их западноевропейских сателлитов. В результате Китай получил в союзники Россию – одного из самых значимых партнеров, способных внести решающий вклад в развитие и дальнейшую судьбу китайских проектов по переформатированию мироустройства.
Вашингтону и Брюсселю есть отчего кусать локти, глядя на то, как развивается российско-китайское стратегическое партнерство в области энергетики и поставок энергоресурсов, в финансовой сфере, где Москва отказалась от привязки рубля к доллару США и евро. Более того: Российский банк ВТБ заявил о вероятности отказа от участия в работе Лондонской фондовой биржи и переключении на Шанхайскую ФБ. Отдельно следует сказать о таком направлении стратегического партнерства России и Китая, как военные технологии. Москва уже договорилась о продаже Пекину системы ПРО S-400, а в будущем Китай поставит на вооружение систему ПРО S-500, для которой которых американские самолеты подобны мишеням учебном тире.
В общем, Председатель КНР Си Цзиньпин, в самом начале саммита призвавший АТЭС «подбросить дров в котел азиатско-тихоокеанской и мировой экономики», может быть доволен. Ключевые вопросы повестки дня саммита АТЭС были решены, как говорится, с пользой для общего дела:
- Во-первых, на саммите было получено единодушное одобрение со стороны двадцати одной стран-участниц АТЭС по вопросу об Азиатско-Тихоокеанской зоне свободной торговли (АТЗСТ). Проект представляет собой всеобъемлющее и взаимовыгодное торговое соглашение, способное придать животворный импульс развитию азиатско-тихоокеанского сотрудничества.
- Во-вторых, в свете сказанного выше возник бонус, приятно согревающий сердца россиян в преддверии наступающей зимы и продолжающейся антироссийского бешенства «цивилизованных» наций. Бонус заключается в том, что саммит отверг американскую идею Транс-Тихоокеанского Партнерства (ТТП) двенадцати стран.
- В-третьих, в пику предложению Обамы о вышеупомянутом ТТП Пекин, в лучших традициях утонченной восточной дипломатии, Пекин предложил свой проект «всестороннего взаимодействия» в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Документ, излагающий основы комплексной стратегии международного сотрудничества, предполагает учреждение в Пекине Инвестиционного Банка Азиатской Инфраструктуры с капиталом в 50 миллиардов долларов. Так Китай ответил на отказ Вашингтона предоставить Пекину расширенное право голоса в МВФ (в настоящий момент Китаю принадлежат лишь 3,8% голосов, что меньше, чем у Франции).
- В-четвертых, Пекин и Москва подтвердили намерение заключить второй газовый мега-контракт. На этот раз речь идет о поставках по алтайскому трубопроводу в Восточной Сибири. Первая «трубопроводная» сделка под названием «Сила Сибири» была заключена в прошлом мае.
- В-пятых, Пекин объявил о своем намерении выделить не менее 40 млрд долл. для начала строительства «Экономического пояса Шелкового Пути» и «Морского Шелкового Пути 21 Века».
Айдар Хайрутдинов