Наш мир: выходные под знаком протеста
Смерть черного американца Флойда в результате полицейского произвола продолжает вызывать серьезные и широко распространенные гражданские волнения в США. Такого размаха протестных демонстраций и погромов не было в этой стране с тех пор, как в 1968 году был убит лидер движения за права чернокожих Мартин Лютер Кинг. Происходящие события свидетельствуют о серьезных проблемах, которые накопились в США в связи с ксенофобией и расизмом.
Но не только в США происходят события, связанные с убийством Флойда. В прошедшие выходные по всему миру прокатилась волна демонстраций с призывами к расовой справедливости. Громкие протесты по всему миру также отражают растущий гнев людей по поводу неадекватного поведения полиции по отношению к представителям этнических меньшинств.
В эти выходные протестующие собрались, например, по всей Европе. И это несмотря на санитарный режим, который, казалось бы, должен препятствовать большим собраниям. Так, в Испании у здания посольства США в Мадриде собралось несколько тысяч протестующих. Они скандировали «Я не могу дышать», повторяя последние слова Флойда. Помимо Мадрида в Испании митинги состоялись еще в 10 городах.
В столице Италии Риме, на знаменитой площади Пьяцца дель Пополо собравшиеся замерли в минуте тишины на восемь минут в то самое время дня, когда Флойд умирал, придавленный коленом полицейского. Тысячи собравшихся людей в этот момент преклонили колени в память о Флойде, подняв кулаки вверх. После минуты молчания, собравшиеся стали скандировать «Мы не можем дышать».
Между прочим, подобные акции хоть и спровоцированы событиями в США, но имеют и свой собственный контекст, поскольку тысячи эмигрантов, прибывшие в европейские страны из Африки и стран Ближнего Востока, также сталкиваются с проявлениями ксенофобии и расизма. Ситуацией пользуются оппозиционные силы, которые на волне проблем, вызванных миграцией, поддерживают подъем крайне правых сил в странах Европы.
В прошедшее воскресенье возле посольства США в столице Венгрии Будапеште под антирасистскими лозунгами собралось более тысячи протестующих. Почти четыре тысячи человек приняли участие в двух аналогичных мероприятиях в Нидерландах.
Митинги прошли в столице Великобритании Лондоне и других городах, несмотря на действующий запрет на большие собрания. Во время мирной акции протеста в Лондоне произошли массовые драки, а в городе Бристоль, в прошлом связанном с работорговлей, протестующие снесли с постамента и сбросили в море тяжелую бронзовую статую торговца Эдварда Колстона (1636-1721). Не помогло даже то, что помимо торговли чернокожими рабами, Колстон был членом британского парламента и филантропом, финансировавшим школы, больницы и церкви в Бристоле, Лондоне и других городах страны.
Протестные шествия прошли также в Швейцарии. В бельгийской столице (и столице ЕС) Брюсселе на марш протеста вышли почти десять тысяч человек. В столице Дании на демонстрацию вышло пятнадцать тысяч протестующих. В шведском Гетеборге произошли столкновения протестующих с полицией.
Во Франции протестные демонстрации прошли в субботу, собрав более двадцати трех тысяч человек. Имели место столкновения протестующих с полицией в городах Германии.
Десятки тысяч протестующих вышли на улицы городов в далекой Австралии, в Мексике, Канаде, Греции, Японии и Австрии. В Южной Корее активисты планировали провести марш протеста в центре Сеула, однако планы собраться перед посольством США не были реализованы по причине установки там «противовирусных» барьеров. В столице Таиланда Бангкоке, находящимся в режиме пандемических ограничений, активисты выходили протестовать в Интернет. В сети выкладывались видео и фотографии людей, одетых в черное, поднимающих кулаки и держащих плакаты. На этом видео-митинге провели акцию молчания в течение нескольких минут, – того периода времени, когда Джордж Флойд, прижатый к земле коленом офицера полиции, медленно умирал.
Но не только гражданские волнения стали результатом смерти Флойда. Отмечается всплеск интереса к литературе, к художественным произведениям об истории расовой дискриминации в Штатах. Книги, посвященные этой теме, вдруг стали бестселлерами и распродаются как никогда, подогревая протестные настроения и одновременно повышая культурный уровень рядовых американцев. Причем книги читают как белые, так и черные американцы, являя тем самым пример общенационального, надрасового единения.
Не остались в стороне и научно-популярные книги о жизни афроамериканцев в США. Торговая площадка Amazon.com фиксирует скачок интереса к подобной литературе, включая даже детские книги. Уже возник дефицит, поскольку многие книги распроданы, а подержанные издания продаются даже вопреки запрашиваемой за них относительно высокой цене.
В социальных сетях фиксируется рост обмена информацией по упомянутой тематике. Американцы ищут, передают друг другу рекомендованные списки чтения и фильмов. Создаются онлайн-образовательные платформы, в которых используется соответствующий контент в качестве трамплина для более глубокого понимания проблемы. Не остаются в стороне и СМИ: газеты публикуют тематические списки с названиями книг, которые могли бы привлечь внимание читателей. Более того, случившееся в США сыграло на руку «черной торговле», в том смысле, что сторонников антирасистских выступлений и антирасистской философии призывают совершать покупки в книжных магазинах, принадлежащих чернокожим американцам.
Проявляется также повышенный интерес к кинопродукции и телевизионным шоу, в которых речь идет о расовой дискриминации. Фильмы, посвященные злободневной теме, выкладываются для бесплатного просмотра на сайтах известных киностудий.
Возможно, раскручивание темы расизма в СМИ и пространстве массовой культуры свидетельствует о присутствии определенного внутри-американского политического интереса, вызванного предвыборной борьбой политических лагерей. Однако, когда к процессу просвещения масс подключились ведущие кинопроизводители, предлагая всем желающим получить дополнительную информацию о системном расизме, поразившим американское общество, то уже трудно предположить что-то иное.
Айдар Хайрутдинов