Как мыслим, так и живём
В потоке жизни человек порою мало задумывается о том, насколько значимы его действия, слова, мысли… Что это? Неосознанность? Отсутствие понимания важности «гигиены» поступков, слов и мыслей?
Между прочим, мысль – это последний бастион противостояния непотребству. Это отражено в известном хадисе Пророка (ﷺ): «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это собственноручно, если же он не сможет сделать этого, пусть изменит это своим языком, а если не сможет и этого, то - своим сердцем, и это будет наиболее слабым проявлением веры».
Иными словами, если ты не примирился с порицаемым внутренне, подумав: «Да у меня нет сил что-то изменить, но в душе я не согласен с этим, я против этого», то это означает, что в тебе достаточно веры в то, что ситуация может измениться в лучшую сторону. Даже если она не изменится, то ты положил очередной кирпич в здание своей духовности.
Существует другой удивительный по своей значимости хадис, в котором мусульманам адресовано наставление о том, что язык следует использовать в четырех случаях: для 1) благочестивых бесед об Аллахе, о религии, о праведных деяниях и т.д. для 2) дачи совета или для получения его, и, наконец 3) для ответа на вопрос, если спрашиваемый знает ответ. Перечислив эти три пункта, Пророк (ﷺ) умолк. Сподвижники спросили: а четвертое? Пророк ответил: «Не шевелить им!».
Простейший хадис, но какой глубокий смысл в нем кроется. По своей простоте он напоминает другой известный хадис, о котором один современный терапевт отозвался словами: «Это высказывание пророка Мухаммада (ﷺ) способно излечить людей от половины болезней!». А хадис таков: «Перед тем как поесть, мысленно раздели свой желудок на три части. Первую часть наполни пищей, вторую – питьем, а третью часть оставь пустой».
Если в этом хадисе речь идет о гигиене здоровья, то в приведенном выше речь идет о гигиене мыслей, ибо если язык неподвижен, то мысли, какие бы они ни были, не будут озвучены. Вспомним, в каких случаях язык можно использовать для выражения мыслей: богоугодная беседа, дать или получить совет, ответ на вопрос. Заметьте, что параллельно мы озвучили список мыслительной деятельности, который, с точки зрения исламской этики, достоин того, чтобы быть транслирован в слова, в предложения, чтобы стать достоянием окружающих.
Следовательно, остальные мысли должны оставаться при их хозяине: думаешь ли ты об урожае, о будущем своих детей, о политике, о том, как возвести дом. Мыслей могут быть миллионы, но… думай про себя. Нет нужды говорить об этом вслух. Согласны?
Нужно помнить, что согласно Корану, не только руки человека, его ноги и другие части тела будут свидетельствовать против него, но и язык. А язык, хотя он и мал, - меньше любого другого органа, способного совершить действие, - бед он может натворить горы! Об этом и восточная мудрость: каждый человек носит в себе льва, которого лучше держать в клетке, ибо если его выпустить, то он сожрет своего хозяина. И лев тот – его язык, клетка – рот, а прутья клетки – зубы.
Итак, язык крайне опасен. Поговорка «молчание - золото» - именно об этом. Древняя татарская мудрость гласит: слово что выпущенная стрела – обратно не воротится. А ведь если задуматься, язык не приходит в движение сам по себе. Если потерять контроль, то мысли, роящиеся в наших головах, мгновенно оказываются на языке, который торопится озвучить их. Поэтому главное – мысли!
В свете сказанного нужно запомнить, что хотим мы того, или нет, но сказанное нами (и, следовательно, продуманное нами) становится нашим будущим, которое встретит нас в День суда. Если мы говорили доброе и правильное, если своим языком примиряли, а не вносили разлад, если давали верные ответы тем, кто спрашивал у нас о чем-либо, то нас ждет успех хотя бы в этом. А если наш язык становился инструментом для распространения нечестия, лжи, обмана, сквернословия… тогда беда…
Современные научные исследования показывают, что даже состояние иммунитета человека зависит от того, какие речи он ведет. Позитивные темы (а выше мы, сославшись на слова Пророка (ﷺ), выяснили, какие это темы) укрепляют его, а негативные – подрывают. А если добавить к этому исследования, которые со всей очевидностью показали, как влияют слова на окружающий мир, например, на воду, на растения, на животных? Многие знают о такого рода экспериментах и их ошеломительных результатах, которые способны изменить наш взгляд на мир.
Нужно понять, что наша речь – это энергия. Она может и лечить, и калечить. Правильное использование языка в свете наставлений Пророка (ﷺ) укрепляет не только нас, но и оказывает благотворное влияние на окружающих, на мир вокруг нас. Если же мы кого-то критикуем, не будучи на то уполномоченными, осуждаем, не зная мотивов того или иного поступка, выкатываем обиды, бранимся, то все это разрушает как нас самих, так и все вокруг.
Пророк (ﷺ) сказал: «Я бы обрадовал всех женщин вестью об ожидающих их райских кущах, кабы не их языки!». Здесь есть о чем задуматься! Во-первых. Пророк (ﷺ) ясно дал понять насколько высок статус женщины в Исламе. Она обречена бы попасть в рай, но… ее язык. Поэтому, милые женщины (впрочем, и суровые мужчины тоже), давайте понаблюдаем за тем, как мы используем свой язык. А понаблюдать есть за чем: разговоры с подругами и с друзьями, сплетни, пересуды, болтовня ни о чем… После этого грех жаловаться на усталость, депрессию, неудачи. А сколько потеряно времени!
Время – ценнейший ресурс. В хадисе кудси Всевышний Аллах сказал: «Не ругайте время, ибо Я и есть время». Задумаемся, что значит «ругать время»: выражать недовольство текущей ситуацией, трудностями эпохи, в которой нам выпало жить. И кого же мы при этом ругаем на самом деле? Но это одно. Не менее важно осознавать, что пустопорожняя болтовня, являющаяся потерей времени, на самом деле, в свете приведенного хадиса, является потерей Аллаха. Иными словами, время, которое можно было бы потратить на общение с Ним, мы бездарно тратим, в итоге лишь отдаляясь от Него, отягощая себя пороками и негативом.
И в основе всего сказанного лежит маленький орган – наш язык, который в свою очередь является лишь инструментом для озвучивания наших мыслей. Так что, главное – в нас самих, в нашем умении или неумении владеть самими собой, своим мышлением в том числе. Научиться этому необходимо, и хадис Пророка (ﷺ) о том, для чего можно использовать язык является прекрасным руководством в этом деле: контролируй язык, и научишься контролировать мысли.
Правда до обидного проста: мы живем так, как мыслим. Известен такой хадис Пророка (ﷺ): «Нельзя говорить о себе: «Я плох!». То есть, такое к себе отношение, такие мысли о себе наносят удар колоссальной силы по нашему существу, начиная от состояния здоровья, до нашего эмоционального состояния. Вот что кроется за этим простейшим пророческим наставлением!
Наконец, последнее: мусульмане – это те, кто повиновался Аллаху, который, со своей стороны, обрадовал их вестью о рае. Мусульманин? Тогда у тебя нет повода ходить с мрачным лицом и тяжелыми мыслями.