• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Из истории мусульманской метрической системы

Время чтения: 3 мин
5248

В Исламе большое внимание уделяется разнообрразным формам определения размера, объема, веса и других параметров физических объектов, начиная от далеких звезд, до зернышка. Хотя достоверное определение физических параметров объектов является важным элементом реализации шариатских установлений, тем не менее, мало кто владеет детальными знаниями о принятых в Исламе метрических системах и методиках исчисления. В этом свете представляется весьма полезным знакомство с соответствующими главами книги Мусы Бигиева (1875-1949) «Почему шариат предпочел лунное летоисчисление» (Казань, 1910). Ниже предлагаются фрагменты одной из глав упомянутой книги. Материалы переведены с татаро-османского языка. Некоторые термины сопровождаются транслитерацией оригинальных названий, что позволит расширить не только религиозно-шариатский, но и лингвистический кругозор читателей.

Шариатские меры веса

Меры веса

Основой упоминаемых в  книгах по фикху мер веса, иными словами, мер тяжести, является «дирхам».

Дирхам присущи два значения: 1) весовой дирхам (әүзан дирhәме); 2) монетарный дирхам (нөкуд дирhәме).

Монетарный дирхам — это ничто иное как изготовленная из серебра, круглая и знакомая всем нам монета (акча). Ниже в этой главе будет дано немного информации о монетарном дирхаме.

Весовой дирхам – это применяемая сегодня в различных государствах мера веса, которая приблизительно равна весу шестидесяти четырех пшеничных зерен.

Откуда берет начало привязка дирхама к весу 64-х зерен пшеницы?

Ученые древности измеряли вес при помощи чистой воды. Они замеряли вес объема воды, равного одному кубическому астрономическому локтю, делили его на десять и каждую десятую долю называли «окка». Десятую часть окка называли «окийа». Сороковую часть «окийа» называли дирхам.

Половина кубического локтя равна 10 окка.

Окка = 10 окийа

Окийа = 40 дирхам.

Следовательно, объем чистой воды, равный половине кубического аршина, делился на четыре тысячи долей, каждая из которых называлась дирхамом.

Поскольку вес воды не оставляет места для разногласий, древние приняли в качестве эталона вес чистой воды. Ученые более поздних эпох для облегчения расчетов приняли в качестве эталона вес пшеничных зерен. Поскольку один дирхам и соответствующая мера чистой воды приблизительно равен весу 64-х зерен пшеницы, они установили, что один дирхам равен 64-м  пшеничным зернам среднего размера.

В годы пророческой миссии Мухаммада, благословил его Аллах и  приветствовал, в ходу был именно такой дирхам. Выражение «двести дирхам», закрепившееся в шариатской терминологии по отношению к серебру, подразумевает именно такой дирхам. Также и окийа, упоминаемая в хадисе: «то, что меньше пяти окийа не является подаянием», является ничем иным, как упомянутой выше окийа. Во времена пророчества размер заката, махра и выкупа-дийа, иными словами, все взаиморасчеты основывались на основе такого дирхама.

Точность всякого рода взаиморасчетов обеспечивалась благодаря общему признанию именно этого дирхама. Если бы дирхам не был четко фиксированным, то какие бы то ни было финансовые отношения не были бы возможны вообще. Вещи, которые лежат в основе правильных и упорядоченных взаимоотношений, конечно же, устанавливаются в силу необходимости так, чтобы быть известными любому человеку, живущему в любую эпоху. Какие-либо  разногласия в таком деле недопустимы в принципе.

Нам доподлинно известно следующее: Великий Законодатель, мир ему и молитва, не ввел какой-то новый дирхам или новую меру веса. А коль так, то размер дирхама времен джахилиййи не отличался от дирхама времен Ислама. В последующие века размер дирхама также сохранялся и дошел до наших дней без изменений.

Несмотря на то, что в преданиях размер дирхама сообщается по-разному, по моему мнению, тот дирхам не имеет отношения к дирхаму как мере веса, а представляет собой монетарный вариант дирхама.  Таким образом, с течением времени, равно как и в разных государствах «дирхам» в монетарном значении  может иметь разный вес и разную покупательную способность, пробу (‘ийар). Но дирхам, имеющий хождение в какой-либо стране в качестве меры веса никак не может и не должен отличаться от общепринятого. Иначе финансовые отношения находились бы в состоянии перманентного кризиса.

(продолжение следует)

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle