Формируется экологическая теология
Законодательство в странах мусульманского мира имеет такую особенность, что религиозное право в той или иной мере закреплено в их конституциях. А коль так, то экологические проблемы в таких странах с некоторых пор стали решаются на основе т.н. Экологической теологии (ЭТ). Это вполне логично, если учесть, что согласно Корану, забота об окружающей среде, о природе является религиозной обязанностью мусульман, поскольку Всевышний сделал их хранителями своего творения. Экологическая теология ислама не вымысел и не каприз, но актуальная в наши дни религиозно-законодательная деятельность, которой занимаются серьезные ученые-правоведы, имеющие необходимое религиозное и соответствующее светское, в том числе и экологическое образование.
До начала пандемического кризиса страны мусульманского мира вкладывали средства в развитие экологической теологии. Например, Катар и ОАЭ финансировали проведение профильных конференций и создавали исследовательские институты, ориентированные на это быстро развивающееся направление религиозной мысли. Пять лет тому назад Турция провела Исламский симпозиум по изменению климата. На форуме была принята Исламская декларация по глобальному изменению климата. В Марокко был разработан и стал реализовываться амбициозный проект «Зеленая мечеть», который предусматривает модернизацию пятнадцати тысяч мечетей. Модернизация мечетей включает в себя оборудование их солнечными батареями, а также обучение имамов экологической теологии.
Пандемия нанесла серьезный удар по экономикам мусульманских стран по всему миру. Из-за этой напасти правительства прекратили выделение средств на решение экологических проблем, в числе которых приоритетной является борьба с изменением климата. В общем, коронавирусная угроза вынудила правительства мусульманских стран отложить в сторону вопросы охраны окружающей среды. Перегруженные решением кризиса бюджеты не имеют средств, необходимых для стимулирования экономики и модернизации систем здравоохранения, разрушенных пандемией, не говоря уже о проведении всеобъемлющей, дорогостоящей экологической политики, предложенной учеными.
Коронавирусный кризис поставил под вопрос будущее экологических инициатив, наподобие упомянутой выше «Зеленой мечети». Даже богатые страны мусульманского мира, способные осуществлять постоянное финансирование распространения ЭТ, могут лишить своих ученых, необходимого для начала общенациональных кампаний в защиту экологии и культивированию экологического сознания.
В этом свете остановлюсь на опыте Пакистана. Эта страна входит в десятку наиболее уязвимых стран с точки зрения последствий глобального потепления. Согласно докладу Всемирного банка, некоторые районы в Пенджабе и Синде будут непригодны для жизни к 2050 году, если там не будут посажены деревья. Леса страна теряла на протяжении десятилетий, когда вовсю орудовала лесная мафия при попустительстве коррумпированных чиновников (подобно тому, так наши дни вырубается сибирская тайга в России). Теперь правительство спохватилось и, невзирая на инфекционный кризис, в прошлое воскресенье провело общенациональную однодневную кампанию по посадке деревьев по всей стране, чтобы улучшить экологический индекс страны. Всего было высажено 3.5 миллиона деревьев. В акции принимали участие миллион добровольцев. Это станет первым серьезным шагом к воплощению мечты премьер-министра Имрана Хана, который мечтает о том, чтобы в Пакистане рос миллиард деревьев.
Однако, были и неприятности: пакистанцы, живущие в районе Манди Касс в Хайбере намеренно выкорчевали около 6000 саженцев деревьев, посаженных в рамках общенациональной озеленительной кампании. Вандалы заявили, что посадки были осуществлены на частных землях, хотя оказалось, что дело сводится к банальной разборке между двумя местными племенными кланами. Между тем, видео с толпами людей, выкорчевывающими саженцы обошло весь мир, а исламофобы преподнесли его как пример варварства мусульман.
Как бы там ни было, очевидно и неизбежно, что экологическую теологию остается только внедрять и внедрять, чтобы она стала образом жизни для мусульман. Поэтому, будем надеяться, что после ухода пандемии мусульманский мир вернется к проблемам экологии, поскольку данная проблематика является для многих из них вопросом жизни и смерти в ближайшем будущем. Например, уже в ближайшие годы Йемен может стать первой страной мира, лишившейся собственной питьевой воды, поскольку вся она уходит на орошение плантаций наркотического ката, который вытеснил из агросферы даже такой знаменитый бренд, как Йеменский кофе.
Остается надежда на ислам и на богословов с соответствующими компетенциями в естественных и других науках, которые будут заниматься религиозно-правовым обоснованием необходимости переустройства жизни мусульман на основе экологических приоритетов. Ученые, которые уже серьезно занимаются этими вопросами обнадеживают, ислам способен побудить мусульман интегрировать идеи экологизма в свою повседневную жизнь. В Коране есть ряд аятов, относящихся к этим понятиям, равно как существуют и хадисы с экологическим содержанием.
В мусульманском мире уже сформировалось сообщество знаменитостей, пока еще представленных учеными (надеюсь, вскоре подтянутся и медийные персоны), которые распространяют идеи ЭТ, пользуясь для этого своими интернет-платформами для того, чтобы добиваться перемен на национальном и даже международном уровнях. Из таких можно назвать турецкого ученого и эколога Ибрагима Оздемира, выступающего за «исламскую перспективу» охраны окружающей среды. Ученый уже опробовал свою теорию на практике, когда ему пришлось защищать леса Турции от вырубки.
Живущий в Бахрейне палестинский ученый Одех Рашид Аль-Джаюси является одним из ведущих специалистов в области экологической теологии. Он работал в группе экспертов ООН, призывая мусульман присоединиться к «зеленому джихаду» против изменения климата и ухудшения состояния окружающей среды на Ближнем Востоке.
Профессор права Университета Кади Айяд в Касабланке и ведущий эксперт по вопросам согласования религиозного и экологического права г-жа Самира Идлалене смогла обойти ограничения на общение, введенные из-за пандемии, выступая на ряде конференций в формате Zoom.
Взяв на вооружение пример Идлалене, Аль-Джаюуси и Оздемир решили развивать свои публичные профили, обратившись к интернету. Оздемир остается активным в Твиттере, а Аль-Джейуси в начале этого года написал статью, в которой рассказывает о том, как ислам предоставляет новые перспективы устойчивости для обнаружения и объяснения коренных причин нынешних экологических, экономических и социальных кризисов.
Таким образом, в то время как правительства резко снизили свои инвестиции в развитие ЭТ, перечисленные ученые, проявив себя как настоящие энтузиасты, нашли возможность поддерживать ЭТ в качестве низового движения. В этом есть и свою плюсы, поскольку охват социальных сетей несопоставимо шире, нежели группа специалистов, общающихся в режиме научной конференции.
Между прочим, замечено, что на Ближнем Востоке коронавирус получил широкие возможности для распространения именно из-за экологических проблем, таких как загрязнение воздуха и нехватка воды. Эти проблемы делают население более восприимчивым к поражению инфекцией. Поэтому отношения между исламом и экологизмом станут решающими после окончания пандемии. Мусульманский мир просто обязан преодолеть свои экологические проблемы, чтобы, во-первых, победить пандемию, и, во-вторых, чтобы не допустить подобного впредь. В этом свете экологическая теология предоставляет перспективные подходы для дальнейшего развития комплекса мер по охране окружающей среды.
Айдар Хайрутдинов