Египет станет электромобильной супердержавой
Непрерывный ростом цен на нефть, который в нашей стране, невзирая на кризисы и падение спроса неминуемо означает рост цен на автомобильное топливо, электромобили вновь стали набирать популярность. Но это там, у них. Серьезные государственные программы по увеличению доли электромобилей в перевозках приняты в Германии, Франции, Японии, Южной Корее, Швеции, Ирландии и даже в Индии. И, конечно же, в Китае.
Но не в России, увы. В условиях внешнего давления и нарастающих угроз ее суверенитету, а также увеличению количества зарубежных негодяев, мечтающих прибрать к своим рукам ее несметные ресурсы, отобрав их у российского народа, Россия вынуждена вкладываться в производство новых систем вооружений. В общем, нам не до модных и перспективных трендов развития автомобильной промышленности – кругом враги! Кроме этого, нельзя лишать источника дохода своих производителей органического топлива для ДВС.
Если учесть, что в 2018 г. капиталовложения мировых автопроизводителей в производство электромобилей почти удвоились, составив 8,4 млрд. евро, а в производство автомобилей на обычном топливе сократились на 16% (22,4 млрд. евро), то можно только догадываться, насколько еще дальше друг от друга разошлись кончики этих «ножниц» в 2019 году и в текущем 2020-м. А «разошлись» они вот насколько: по данным с рынка мировых продаж электромобилей, глобальные поставки подключаемых транспортных средств выросли на 9% в 2019 году по сравнению с 2018 годом. Продажи электромобилей в Европе в 2019 году выросли на 44%.
Между делом, к электромобилизации своего автопарка решил присоединиться и Египет, ВВП которого в 2019 году был в пять раз меньше российского. Так, египетская государственная автомобильная производственная компания (ГАПК) Ан-Наср и китайская Dongfeng Motor в июне, менее месяца тому назад, подписали соглашение о производстве электромобилей впервые в Египте. Согласно соглашению с китайским автопроизводителем, Ан-Наср будет производить 25 000 электромобилей ежегодно. Египетский министр сектора государственных предприятий Хишам Тауфик заявил, что соглашение ознаменует реанимацию компании Ан-Наср, которая была закрыта с 2009 года.
ГАПК Ан-Наср была основана в 1959 году президентом Гамалем Абдель Насером, который мечтал превратить Египет в промышленный центр. Тогда она называлась Ан-Наср Отомотив Мануфактуринг Компани. Компания начала производство в 1960 году со скоростью восемь машин в день. Ан-Наср работал до 2009 года, собирая автомобили Fiat, пока правительство не постановило ликвидировать его активы.
Благотворный ветер перемен в египетском автомобилестроении, повеявший со стороны Китая, приведет к выигрышу для обеих сторон контракта. Продажа китайских электромобилей государствам в Африке и Юго-Восточной Азии имеет большой смысл, поскольку страны в этих регионах ищут производственные рабочие места и инвестиционные деньги. И Египет, судя по всему, станет крупнейшим региональным производителем столь востребованной продукции. Возможно, что не только Египет, но и еще какая-нибудь страна в Африке, например, ЮАР или Нигерия попадет в круг внимания китайских автопроизводителей. Тем более, что африканские страны и сами ищут инвесторов для оживления экономического роста на фоне пандемии COVID-19.
В самом Китае африканские и южноазиатские страны рассматриваются в качестве наиболее вероятных партнеров, которые более, чем государства в каком-либо ином регионе планеты, склонны открывать двери китайским компаниям. Африка и, в частности, Египет имеют решающее значение для амбиций китайской индустрии электромобилей, отмечают китайские экономисты. Поэтому для китайского автопрома они являются ключевыми рынками, поскольку китайские фирмы часто могут быть очень конкурентоспособными по стоимости по сравнению с западными автопроизводителями. Ну а контракт с Египтом – это, с точки зрения китайских автопроизводителей – важный шаг к глобальной экспансии китайских электромобилей.
Пандемия также сыграла свою роль. Кризис – это ведь новые возможности. Так учит китайская философия. Финансовая напряженность, вызванная экономическим спадом, побудила китайских автопроизводителей сосредоточиться на долгосрочной стратегии, основанной на проникновении на африканский рынок для устойчивого роста бизнеса.
Поэтому, даже несмотря на тяжелое финансовое положение, и сильное падение продаж в течение первого квартала 2020 года, китайцы продолжают думать на несколько шагов вперед, закладывают основу для долгосрочной перспективы. Поэтому, независимо от того, придется ли им замедлить инвестиции в настоящий момент, в будущем они продолжат вкладываться в создание производства электромобилей в Египте, превращая эту страну в африканскую супер-автодержаву.
Однако предстоит проделать большую работу по созданию местного спроса на электромобили в Египте. Возрождение компании Ан-Наср – это хорошо, равно как и сотни рабочих мест. Но ведь электромобилизация – это и создание новой инфраструктуры, и, опять-таки – новых рабочих мест: зарядные станции, центры техобслуживания, маркетинг и продажи. В Египте, конечно же, задумались и о необходимости популяризации электромобилей на местном рынке и их технического обеспечения.
Для развития рынка электромобилей в Египте будет разрабатываться стратегия из трех компонентов, включающая зарядные станции и финансовую помощь новым покупателям. Министерство энергетики построит 3000 зарядных станций по всей стране в течение трех лет. Этому поможет обращение и заимствование успешных примеров в других странах, особенно в Китае. Изобретать велосипед не придется. Должны быть подготовлена армия обученных техников, способных обслуживать электромобили.
Умелые техники и достаточное количество зарядных устройств побудят местных клиентов покупать эти подключаемые автомобили. Даже СМИ получат новые стимулы для продвижения рекламы электромобилей, ведь нужно убедить египтян, чтобы те покупали электрические автомобили. Для Египта, в первую очередь – для ее столицы – это еще и чистый воздух. Тот, кому довелось стоять в пробках в центре Каира под знойным египетским солнцем и задыхаться от недостатка воздуха (а мне доводилось), поймет, о чем я говорю.
В 2018 году один из египетских разработчиков инфраструктуры для зарядки электромобилей и других проектов, связанных с электромобилями, уже открыл первую в Египте автомобильную зарядную станцию из запланированных 65 единиц в семи египетских мухафазах.
В общем, египтяне уловил важный тренд будущего, в котором электромобили будут доминировать везде. Они идеально подходят для окружающей среды и будут становиться только дешевле. Официальных данных о количестве электромобилей в Египте нет, но они постоянно растут во всем мире.
Айдар Хайрутдинов