Доклад об исламофобии. Часть 4
Начало: Об исламофобии: Что это такое? Часть 3
В 2019 году англичане Тревор Филлипс, сэр Джон Дженкинс и доктор Мартин Фрэмптон подготовили доклад «Об исламофобии» (On Islamophobia), текст которого предлагается вниманию читателей.
- Очевидно, что внутри Великобритании существует проблема, ссвязанная с антимусульманской ненавистью и предрассудками. Нет никаких сомнений в том, до какой степени крайне правые группы и отдельные лица стремились разжигать и эксплуатировать предубеждение против ислама и его приверженцев с целью пропаганды своей повестки дня, нацеленной на раскол общества. Также нельзя отрицать существование бытового уровня проблемы, которая, возможно, имеет даже более многочисленные примеры дискриминации и фанатизма.
- Но мы по-прежнему скептически относимся к тому, что действующая кампания против исламофобии способна правильно определить характер и масштабы этой проблема, выдвинуть правильные способы ее решения. Особенно это касается предложенного Общепартийной парламентской группой по британским мусульманам (ОПГБМ) определения этого термина, которое выглядит истолкованным в абсолютно неверном ключе.
Для начала стоит спросить, в чем, собственно, состоит проблема, которую должно решить это определение? В настоящее время Великобритания имеет один из самых прогрессивных, антидискриминационных законодательных рамок, существующих в мире. Согласно «Закону о равенстве» 2010 года, запрещается дискриминация в отношении отдельных лиц на основании ряда «охраняемых качеств», включая расу, религию и убеждения.
Далее признается, что дискриминация и предрассудки могут принимать несколько форм одновременно. Так что же произошло такого, что существующие законодательные рамки считаются недостаточными для решения проблемы? Какие типы поведения не охвачены «Законом о равенстве», которые хотелось бы адресовать ОПГБМ? И каким образом?
Как показывает настоящий доклад, эти вопросы являются основополагающими для попыток дать определение исламофобии, но до сих пор удовлетворительных ответов не существует. Это важно, потому что дебаты вокруг термина «исламофобия» исторически были крайне политизированы.
- Слово «исламофобия» имеет глубоко проблематичную историю. Многие из групп и отдельных лиц, которые вели кампанию, по этому вопросу не являются бескорыстными наблюдателями, вдохновленными исключительно искренней приверженностью делу борьбы с расизмом.
Напротив, они представляют некоторые из самых противоречивых сил внутри мусульманского сообщества Британии, и они преследуют исключительно политическую повестку дня.
- Кроме того, усилия по продвижению конкретного определения «исламофобии» внутри страны, предпринимаются параллельно с международной кампанией, возглавляемой Организацией исламского сотрудничества (ОИС), которая стремится запретить «выделение религии» (с очевидным фокусированием на исламе). Это усилие эффективно направлено на введение глобального закона о богохульстве, и это представляет собой серьезное посягательство на установленные права на свободу слова.
В этом контексте существует опасность того, что усилия благонамеренных политиков и антирасистских агитаторов окажутся под угрозой оказаться вне закона. Похвальное желание добиться того, чтобы мусульмане не сталкивались с дискриминацией или предрассудками, рискует привести к возникновению совершенно иного рода повестки дня – той, которая действительно посягает на свободу слова и подрывает государственную политику в ряде важнейших областей.
Со времени появления Отчета Runnymede Trust 1997 года, который придал этому термину общественную известность, многое изменилось ради того, чтобы защитить права мусульман. Были внесены изменения в юридический кодекс в тех границах, которые существуют для борьбы с дискриминацией и преступлениями на почве ненависти, с целью оградить религию и веру, наряду с расой и полом.
Были созданы механизмы принуждения, которые предлагают возмещение ущерба тем, кто испытывает дискриминацию, например, Комиссия по равенству и правам человека, также система трибуналов. Таким образом, правительство Великобритании приняло меры по криминализации преступлений на почве ненависти, когда люди становятся жертвами из-за исповедуемой ими религии; значительное и все большее число людей предстает перед судом за антимусульманские преступления на почве ненависти.
Следовательно, мусульмане в Великобритании теперь пользуются правовой защитой, превосходящей те, которые существуют во многих других странах.
Хоть это и не повод для самодовольства, но факт есть факт: следует признать достигнутый в этом направлении прогресс.
Продолжение следует...
Айдар Хайрутдинов