Доклад о радикализации: как становятся террористами. Часть 2
Начало: Доклад о радикализации: как становятся террористами
Существует множество причин, или как их еще называют триггеров, которые могут сыграть роль катализатора процесса радикализации личности. Вот некоторые из них:
1) экономические (потеря работы, блокирование горизонтальной и вертикальной мобильности);
2) социальные (отчуждение, дискриминация, расизм-реальные или мнимые);
3) политические (международные конфликты с участием мусульман и прессинг исламофобских СМИ);
4) личностные (смерть близких родственников).
Иными словами, человек, столкнувшийся с переживаниями по перечисленным выше поводам, имеет большую вероятность стать легкой добычей для вербовщика в террористическую группировку. Как только между жертвой и вербовщиком завязались как бы дружеские отношения (для одного – это, действительно, дружба, которая нашла его в тяжелый момент жизни, а для другого, конечно же, игра), вербовщик приступает к идеологической обработке, а именно индоктринации.
Индоктринация – это такая фаза, когда вербуемый индивид, впитывая наставления своего друга-наставника, увлечённо вводящего своего ученика в «чудесный мир религии», шаг за шагом проникается джихадистско-салафитской идеологией, полностью принимает ее и приходит, как ему кажется, к самостоятельному выводу, что существуют условия и обстоятельства, при которых требуются действия для поддержки этой идеологии действием.
Следующий шаг – именно действие, и оно не может быть иным, кроме как совершить что-то в русле воинствующего «джихада». На этой фазе обработки личности достигает решающего момента и здесь от «духовного наставника» требуется предельная осторожность, а с другой стороны – убедительность и неотступность. В общем, на этом этапе вербовщик должен мобилизовать все свои психологические способности и умение манипулировать своей жертвой.
Важный момент: это тот самый этап, когда на арене отношений между двумя – обучающим и обучаемым, вдруг появляется третий персонаж – ни много, ни мало, сам «господь бог», который требует тех или иных действий от своего преданного раба, коему уже помогли убедиться в том, что в прошлом он вел никчемную жизнь. Жертва к тому моменту уже настолько зомбирована, что просто не задумывается о том, что Бог говорит ему все это через его наставника, его устами, а никак не вещает без двух минут джихадисту непосредственно, скажем так, «прямо в мозг».
Ситуация такова, что если к этому моменту будущего «борцуна за дело Аллаха» ввели в коллектив единомышленников, таких же, как он сам, новобранцев в армии «джихада», то даже все вместе они не могут осознать, что над ними совершается самое ужасное психическое насилие, когда один или два наставника внушают им те или иные мысли, представляя их как приказы Бога. Увы, но такова сила слепой веры в Бога, веры, не подкрепленной истинными знаниями об исламе и религии, но подкрепленная «духом братства» и «общего дела».
Поверьте, но черные маги, выступающие в лице наставников будущих террористов и смертников, позаботились о том, чтобы оградить своих подопечных от такого рода знаний. Так что на самом деле перед нами обыкновенное идолопоклонство, когда человек повинуется преступным указаниям своего наставника, поскольку считает, что его устами с ним, – таким ничтожным и никчемным, – говорит сам Бог.
Примерно в таких условиях начинается очередной этап – джихадизация. Это такая фаза радикализации, в ходе которой члены подпольной ячейки признают в качестве своего долга, участие в джихаде. В их лексикон вводится понятие «воин Аллаха», «муджахид» и т.п. Сперва они слышат эти слова от своих наставников, а затем и сами начинают считать себя таковыми: святыми муджахидами, готовыми отдать свою жизнь за «Божье дело» в обмен на гарантированный рай.
Новоиспеченных террористов допускают в «святая святых» джихадистского сообщества – им позволяют принимать участие в планировании боевых операций или террористической атаки. В конечном счете, группа приступает к оперативному планированию джихада или теракта. Это действо включает: 1) планирование, 2) подготовку и 3) исполнение.
В докладе отмечается, что в то время, как другие фазы радикализации могут происходить постепенно, в течение двух-трех лет, этот компонент джихадизации может быть очень быстрым процессом, занимающим всего несколько месяцев или даже недель.
Однако есть ещё один нюанс радикализации, который нельзя объяснить только социальными или личностными проблемами, одолевающими человека. В докладе подмечено, что транснациональная природа радикализации на Западе имеет важные сущностные свои особенности. Западный человек не пребывает во фронтовой зоне, как это происходит, например, в формате израильско-палестинского противостояния.
Иными словами, превращение, в целом, благополучного западного человека в террориста не вызвано угнетением, страданием, желанием мести или отчаянием. Скорее, это явление происходит потому, что индивид ищет способ обрести свою идентичность и причину своего существования и, к сожалению, часто находит их в экстремистской интерпретации ислама, когда он не имеет доступа к иным источникам правдивой информации об этой религии.
Сложившееся положение обнажил комплекс нерешенных внутри-европейских проблем. Эти проблемы приводят к тому, что потомки иммигрантов-мусульман во втором-третьем и отчасти даже в четвертом поколении и даже некоторые неофиты, т.е. коренные европейцы, считающие, что приняли ислам (т.е. если обобщить – «зеленая» молодёжь), живут в достаточно замкнутых, и, порою, искусственно изолируемых сообществах.
С другой стороны, Европа показала свою неспособность интегрировать поколения своих иммигрантов в западное общество как экономически, так и социально. Сложилась такая ситуация, когда десятки тысяч молодых мусульман переживают драматический психологический разрыв между светским Западом и собственным религиозным наследием и предками. Этот внутренний конфликт делает их особенно уязвимыми для экстремизма радикальных взглядов, философии и риторики, которые широко рекламируются и становятся все более модными среди молодых мусульман на Западе.
Продолжение следует...