Можно ли выполнять намаз, читая нужные суры из мусхафа (текста) ?
Вопрос: Ас саляму алейкум ахы! Порой во время месяца Рамазан, в некоторых мечетях проводят хатм. Я не хочу у вас спросить, сколько читать таравих ракаатов, я хочу спросить другое. Я сейчас вот, начал изучать ханафитский мазхаб, альхямдуллях, он мне очень нравится, спасибо братьям которые объяснили мне почему нужно придерживаться мазхаба. Вот.. Ну, ближе к вопросу – некоторые имамы мечетей в грудь себя бьют как гориллы и говорят, что они ханафиты, но проводят таравих-намаз смотря и читая Куран, а как я знаю, по ханафитскому мазхабу намаз такой нарушается и не действителен? Правду я говорю? (Артур Асанов, Qazan)
----------------------------------------------------------------------------
Ответ:
Ассаламу алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!
С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.
Имам, о котором вы говорите, или лукавит, что он ханафит, или он просто невежественен в этом вопросе. И в обоих вариантах нет ничего хорошего. То, что вы сказали – правда. На самом деле в ханафитском мазхабе по мнению имама А'зама (рахматуллахи алейхи) в этом случае намаз портится.
В известной книге «Бахрурраик» говорится о том, что по мнению Абу Ханифы, чтение Корана, глядя в мусхаф (текст Корана), портит намаз. А также приводится пояснение с двух сторон. Первое - держать мусхаф, смотреть в него, перелистывать страницы является «амаль кясир» (многократное действие). Второе пояснение - он учится чему-то из мусхафа, и это подобно тому, как если бы он научился чему-то от кого-то другого. Согласно этим двум пояснениям, нет разницы между держанием мусхафа в руке и тем, чтобы положить его на какую-либо подставку.
Автор книги «Кафи» тоже подтверждает это мнение, говоря, что намаз портится.
Имам Сарахси, следуя этому мнению, привел другое доказательство Абу Ханифы – приводится у Абу Дауда от Ибн Аббаса (радыяллаху анх): «Амир аль-Му'минин запретил нам проводить намаз в качестве имама, смотря в мусхаф».
Таким же образом чтение со стены или надписи михраба, пусть их будет мало или много, портит намаз. По мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада – намаз не портится, но это является макрухом. Но в данном вопросе фатва в мазхабе берется по мнению имама А'зама.
А Аллах знает лучше.
Муфтий Илдус Файзов