• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Почему Всевышний посылает обществу несправедливых правителей?

Время чтения: 4 мин
11212

Начало: Где грань между патриотизмом и национализмом? Ответ с точки зрения ислама

Все мы хотим жить в справедливом и благоустроенном обществе, где правители будут добры и справедливы к своим подданным, где всего будет вдоволь, доходы будут высокими, а цены – низкими, где в нужное время светит солнце и вовремя идут дожди.

И, наоборот, кто не любит поворчать на плохое устройство того общества, в котором нам выпало жить: чиновники воруют и берут взятки, работы на всех не хватает, зарплаты маленькие, а цены на продукты растут, и даже погода нас не радует. Кто-то при этом жалуется на несправедливую судьбу, кто-то винит во всем власть, кто-то указывает на соседние государства, где всего этого якобы нет.

Но мало кому приходит в голову мысль, что в неустроенности нашей жизни можем быть виноваты мы сами. Чтобы разобраться в этом, нам поможет еще одно пророческое сообщение:

«…Всякий раз, когда люди начинают уменьшать свою меру и вес (то есть, обманывать людей при торговых сделках), они будут страдать от голода, увеличения цен (на необходимые вещи) и правителей-тиранов. Когда они перестанут платить закят, их лишат дождей. Если бы не было животных (ради которых Аллах посылает дождь), то дожди бы перестали идти совсем» (свод хадисов имама Хакима).

Как мы видим, Посланник Всевышнего (мир ему) напрямую увязывает моральное состояние общества и постигающие его несправедливости и беды. Когда люди ведут нечестную торговлю, обманывают покупателей, обмеривая или обсчитывая их, их будет постигать голод. И это будет постигать общество не только в виде кары от Всевышнего, это видно из самой логики жизни.

Когда человек нарушает права других людей, отбирая их деньги и имущество не по праву, то чего удивляться, что когда-то это зло вернется к нему самому? Он хитростью заставил покупателя заплатить больше, чем стоил его товар. Когда тот человек поймет, что его обманули, он от гнева и отчаяния также выместит свое зло на ком-то еще.

Это зло и грехи начинают накапливаться в обществе, люди с детства растут, видя вокруг себя только дурные примеры. Так что если кто-то из таких людей становится правителем в этом обществе, то от него уже не приходится ждать добра и справедливости, ведь его никто не научил этому, он был воспитан на дурных примерах.

Недаром, есть пословица: «Народ достоин своих правителей». Власть имущие люди не прилетают с другой планеты, они живут среди нас. И если большинство граждан страны не хочет видеть разницы между добром и злом, то если кто-то из них придет к власти, он также не будет этого делать.

В другом хадисе говорится:

«Бойтесь молитвы угнетенных, ведь между ней и Аллахом нет преграды» (Ахмад).

Униженные и обиженные люди будут просить о защите, и Всевышний услышит их. Так что дурное поведение людей когда-то отразится даже на состоянии погодных условий. В этом же хадисе говорится, что, когда люди перестают выплачивать закят, то есть, делиться с бедными излишками своего имущества, Всевышний также не проявит к ним щедрость, небеса затворятся и перестанут идти дожди.

Это можно понять и в расширенном смысле: что природные условия станут неблагоприятными. Вследствие людской скупости в засушливых районах Земли, где очень многое зависит от своевременного выпадения дождей, начнется засуха. А в районах с повышенной влажностью люди, наоборот, будут тщетно молиться о прекращении дождей.

Как это пророческое предостережение можно применить к нашей жизни?

Если мы хотим видеть вокруг себя добро и отзывчивость, справедливость и порядок, нам следует начинать с себя и своей семьи. Если мы хотим жить в благоустроенном и чистом городе, следует отвыкать от привычки выбрасывать на тротуары и под окна окурки, бумажки, очистки и другой мусор.

Если мы хотим, чтобы люди вокруг нас были вежливыми, нужно следить за собственными манерами, особенно в присутствии наших детей, чтобы они не учились дурным словам и поведению.

Нас раздражает коррупция и нечестность? Тогда следует быть предельно честными в отношениях с другими людьми, особенно с теми, кто от нас зависит.

Нам хочется, чтобы по отношению к нам окружающие проявляли щедрость и отзывчивость? Тогда опять же, нужно не ждать какого-то подходящего случая, а по мере своих сил жертвовать на помощь бедным и нуждающимся. Все это особенно касается людей, имеющих детей или занятых их воспитанием, ведь дети – это наше будущее, очень важно, чтобы они видели вокруг себя хорошие примеры.

Нет нужды говорить о том, что добро должно делаться бескорыстно, без желания похвастаться щедростью и добротой. Персидский ученый и поэт Джалаледдин Руми в своей поэме «Маснави» рассказывает такую притчу:

«В те дни, когда царил халиф Умар, ужасный вспыхнул в городе пожар. Он долго бушевал, не прекращался, и даже камень в пепел обращался. И огненною смертью погибали и птица в облаках, и мышь в подвале…».

Люди, видя, что их постигло наказание свыше, в отчаянье обращаются к халифу с просьбой помолиться Всевышнему о спасении. В ответ халиф говорит людям, что несчастье постигло их за их скупость:

«И тут Умар им тайну открывает: «Сей пламень ваша жадность раздувает! Несите хлеб голодным людям в дар, тогда утихнет яростный пожар!».

А те: «Да разве в том вопрос? Едва ли! Ведь нищим пищу мы всегда давали».

А он: «Кормили бедных вы? Не верю! Кормили вы свое высокомерье! Когда куском вы с нищими делились, то друг пред другом щедростью хвалились».

Мало делать добро, нужно делать его искренне, от души, с правильным намерением. Внешним, показным проявлением доброты можно обмануть людей, но не Бога, который видит сердца людей и их намерения.

 

Анна Кобулова

Социальные комментарии Cackle