Адабы еды и питья: можно ли мусульманам держать диету?
С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада (ﷺ)!
В последнее время активно идет мода на еду. Тема еды занимает умы многих. Существуют различные мнения относительно того, что, сколько, как и когда (в какое время) есть. Это занимает очень много времени, усердий и, самое страшное, жизнь человека. Ведь мы родились не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить. Это создает целую иерархию продуктовой ориентации. Продавцы, рекламные агенты, популяризаторы продуктовой идеи, наставники, изготовители и фасовщики этих самых продуктов. Все крутится вокруг еды.
Посмотрите на этот список диет и особенностей в питании: Дюкана, Перфетта, детокс, безглютеновая, безказеиновая, элиминационнная, с низким содержанием FODMAP, по группе крови, низкоуглевдная, низкобелковая, с низким гликемическим индексом, кетогенная, щелочная, бесслизистая, соковая, гречневая, водяная, метаболическая, интеграционная, функциональная, раздельное питание, прерывистое голодание, макробиотика, фрутарианство, веганская, лакто-вегетарианство, сыроедение, «ПП» (правильное питание), БАД и многие-многие другие.
![](/static_new/images/placeholder.png)
Одни советуют отказаться от определенных продуктов питания, а другие наказывают добавлять в рацион особые продукты, иные предлагают конкретные способы приема пищи, третьи рекомендуют подбирать еду по энергетике, четвертые – читать на провизию заданные словесные позитивные формулы...
Разнятся и цели этих диет: чтобы поддерживать состояние здоровья, для лечения заболеваний, для похудения, для наращивания мышечной массы, для обогащения и т.д. Не удалось избежать этой участи и воде. Существует много мнений в отношении того, сколько, как и какую воду лучше пить. Конечно, в круговороте этих тенденций человеку тяжело устоять. Он начинает пробовать, втягивается в этот процесс и становится «модным», «в теме», «современным».
Эта статья не умаляет возможной пользы этих диет. Но хочется сказать, что «все новое – это хорошо забытое старое». Аллах Своей религией научил нас всему, в чем мы нуждаемся. Как не Творцу лучше знать Свои творения?! А посланник Аллаха (ﷺ) показал нам как необходимо построить свой образ жизни, чтобы быть счастливыми в обоих мирах.
Нужно вернуться к принципам «мусульманской диеты», которая включает в себя адабы еды и питья, лечения взятые из Корана и сунны. В этом польза в обоих мирах. Пророк (ﷺ) не делал что-либо без причины. И даже если мы не знаем или не понимаем мудрость того или иного действия, мы всё равно получим пользу от подражания любимцу Всевышнего (ﷺ). И самая большая польза – это любовь Аллаха.
![](/static_new/images/placeholder.png)
Вернувшись к принципам наших праведных предшественников, вы получите ответ на многие, волнующие вас вопросы. Например, всего лишь один хадис отвечает на массу спорных вопросов относительно того, «сколько и как» есть, какое количество воды необходимо выпивать человеку за сутки. Пророк (ﷺ) сказал:
«Сын Адама не наполнял сосуда худшего, чем живот. Любому достаточно небольшого количества пищи, которое выпрямит его спину. Если же это всё-таки необходимо, то в таком случае пусть будет треть желудка для еды, треть для питья и треть для дыхания» (Ахмад).
Не отвергал господин Мухаммад (ﷺ) отказ от еды и питья, а также определенных продуктов питания во время болезни: «Не принуждайте больных к еде и питью, ведь Всевышний Аллах кормит их и поит» (Тирмизи). В сборнике Ибн Маджи в хадисе от Умм аль-Мунзир бин Кайс аль-Ансари (р.а.) говорится: «Как-то к нам пришел Пророк (ﷺ) и с ним Али (р.а.), который (тогда) шел на поправку (от недавно перенесенной болезни). Когда им предложили финики, они оба стали есть. Тогда Пророк (ﷺ) стал повторять Али (р.а.): «Ты ведь идешь на поправку», пока не отговорил того. Тогда я приготовила им солодовой похлебки и сахарной свеклы. Тогда он сказал (Али): «Ну, вот это тебе как раз поможет».
«Посланник Аллаха (ﷺ), помимо обязательного поста в месяц Рамадан, рекомендовал держать пост в определенные дни. Аиша (р.а.) сказала: «Посланник Аллаха (ﷺ) всегда соблюдал пост по понедельникам и четвергам» (Тирмизи). Му'аза аль-'Адавийа (р.а.) передала, что (однажды) она спросила Аишу (р.а): «Соблюдал ли Посланник Аллаха (ﷺ) ежемесячный трёхдневный пост?» Она сказала: «Да». (Му'аза сказала): Я спросила: «С какого же (дня) месяца он (начинал) поститься?» Аиша ответила: «Он не придавал значения тому, с какого (дня) месяца (начинать этот) пост» (Муслим). «Если мусульманин, постившийся весь месяц Рамадан, будет в следующем месяце Шавваль соблюдать еще и шестидневный пост, то станет безгрешен, как новорожденный младенец» (Табарани).
![](/static_new/images/placeholder.png)
Лучший из рода человеческого (ﷺ) советовал отдавать предпочтение определенным продуктам питания. «Вам следует употреблять коровье молоко, ибо она питается со всякого растения, и в ее молоке есть исцеление от всех болезней!» (Хаким). Али ибн Абу Талиб (р.а.) говорил: «Вы ешьте мясо, оно наращивает вам мышцы на костях, улучшает зрение, кто не будет есть мясо 40 дней, у того ухудшается характер, а кто ест мясо 40 дней, у того сердце становится черствым».
Пророк Мухаммад (ﷺ) рекомендовал конкретные продукты для восстановления здоровья: От Али (р.а.): «Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Ешьте и мякоть граната, потому что она очищает желудок» (Ахмад). Тальха (р.а.) передает: «Однажды я пришел навестить Посланника Аллаха (ﷺ). Когда я вошел к нему, у него в руках был плод айвы. Он сказал мне: «О, Тальха, угощайся. Ибо айва укрепляет сердце, поддерживает хорошее настроение» (Шамаил ан-Наби).
Пророк Мухаммад (ﷺ) рекомендовал: «Утром употребляйте финики натощак, потому что они убивают глистов» (Канзуль-Уммаль, X,26).
«Пречист Аллах! Аллах не сделал скверну лекарством. Поистине, лекарство содержится в двух вещах: мёд – лекарство для людей, а Коран – лекарство для того, что находится в груди» (Табарани).
«В черном тмине исцеление от всех болезней, кроме смерти» (Бухари; Муслим). «Лучшими средствами лечения для вас являются кровопускание и морской ладан (аль-къуст аль-бахрий). И не мучайте своих детей, (у которых воспаляются миндалины), надавливая на них (пальцами)» (Бухари, Муслим).
Милость для миров (ﷺ) показал нам как лучше употреблять тот или иной продукт. Например, в книге «Тасхилуль манафи» написано: «Мясо барана лучше, чем мясо овцы, правая сторона лучше, чем левая, и лучше та сторона, что ближе к спине, чем к животу». Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорит: «Наш Пророк (ﷺ) ел арбузы и дыни с финиками и говорил: «Сухость одного мы уравновешиваем влажностью другого, холод одного уравновешиваем жаром другого» (Абу Давуд, ат-Тирмизи). Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Когда кто-либо из вас пьет, пусть всасывает (потягивает) воду, и не глотает большими глотками, это вредит печени» (Байхакъи).
Огромное внимание уделял посланник Аллаха (ﷺ) и внутреннему состоянию человека, способного вызвать заболевания. Эти знания отражаются и в психосоматике.
![](/static_new/images/placeholder.png)
«Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, этим кусочком является сердце» (Бухари, Муслим).
«В их сердцах – болезнь [лицемерия и сомнения]…» (Аль Бакара, 10).
Ну и конечно, верующий обязан освящать еду именем Аллаха. «Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Всевышнего Аллаха (произнесёт БисмиЛлях), если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале, пусть скажет: «Би-сми-Лляхи авваляху ва ахираху» (С именем Аллаха в начале и конце её)» (Абу Дауд, Тирмизи).
Перед едой человек должен осознавать, что он принимает пищу, дабы подкрепить свой организм для поклонения Всевышнему Аллаху. Человек не должен думать только о насыщении и наслаждении. Признаком такого правильного намерения при принятии пищи является то, что человек ест только необходимую меру, но не наедается досыта. Таким образом, верующему человеку, чтобы сохранить и восстановить свое здоровье, не нужно гнаться за все новыми продуктовыми тенденциями современного мира. Достаточно вернуться к образу жизни любимца Аллаха (ﷺ).
Сунна – это спасение в обоих мирах! И хвала Аллаху, Господу миров!
Автор: Эльвира Садрутдинова