• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Все о жизни в деструктивных культах

Время чтения: 5 мин
1472

В чём заключается цель привлечения нового адепта в деструктивный культ? Чем сопровождается полное принятие новой идеологии и что за этим следует? Читайте в нашем материале.

Основная цель обращения в деструктивных культах состоит в том, чтобы вербуемый безусловно принял верования, практику и характерные черты личности, предписанные группой.

Отдельно взятые организации зачастую пытаются совершить полное обращение в течение интенсивной работы за пару дней; другие подходят к этому вопросу несколько иначе, раззадоривая аппетиты потенциальных новообращённых в течение недель или месяцев, прежде чем позволить им формально быть принятыми в группу.

Некоторые индивиды так полностью до конца и не обращаются. Такие люди, как правило, остаются на краях группы, считаются временными и никогда не достигают высокого статуса среди культистов.

Частичное или неудачное обращение является неспособностью подчиняться ожиданиям группы, а также является результатом необычайной способности сопротивляться давлению группы, скуки или внекультовых обязательств и ответственности, которые оказались слишком привлекательными и/или настоятельными даже для высокого давления религиозных убеждений группы.

Успешное обращение часто сопровождается радикальным изменением новообращённых:

- принятие на себя идеальную культовую личность (соглашения с требованием культа, чтобы они «стали как дети», «стали полностью спокойными», «были отделёнными от материального мира» и тому подобное);

- заменяют свой прежний жизненный стиль, словарный запас, интересы, друзей и ценности тем, что предписано культом.

Такой разительный разрыв с прошлым может поначалу являться причиной для возникновения мощных стрессов у новообращённых, которые часто чувствуют разорванность между прошлой и нынешней жизнью. Непрерывное подчинение практике и верованиям культов, однако, часто ослабляет эти стрессы, и, в конце концов, прежние убеждения, стили жизни и даже прошлый жизненный опыт выглядят отдалёнными, частично забытыми и существенно отделёнными (диссоциированными) от сегодняшнего сознания.

Поддержание верности у новых адептов культа

Деструктивные культы осознают, что даже самые преданные обращённые поддаются сомнениям и могут отступиться, если только они не подвергаются интенсивной и постоянной программе поддержки. Поэтому много времени и усилий вкладывается в поддержание верности обращённых, путем использования тактик, подобных описанным ниже.

Убедить обращённого придерживаться сурового стиля жизни, который отражает культовые ценности. Многие культы содержат своего рода общежития, где вся деятельность концентрируется вокруг культовых целей. На адептов деструктивных организаций часто оказывается давление посредством обещаний более высокого статуса с целью заставить их жить в этих домах.

Что получается в результате?! Строгое следование культовому стилю жизни служит подчинению и усилению преданности обращённого верованиям культа. Кроме того, энергичные программы добывания средств, вербовки и другой ориентированной на группировку деятельности истощает обращённых, не оставляя времени или энергии на то, чтобы подвергать сомнению культовые верования.

Обучение и чрезмерное использование методик, вызывающих транс, таких, как медитация, монотонное пение, самогипноз и говорение на языках. Такой формат воздействия приводит к подавлению мыслей, чувств и сомнений; формирует ослабленную интеллектуальную и критическую способность.

Стоит обратить внимание на тот факт, что сами по себе такие методики не могут навредить при умеренном, уместном и строго контролируемом (профессиональным врачом или психологом) применении. Они причиняют вред в деструктивных организациях, поскольку используются их сторонниками для подавления самостоятельного здравого мышления, а не для понимания и «проработки» умственных затруднений.

Публичное заявление о верности (поощрение новых обращённых вербовать других) приводит к усилению преданности новых членов группировок и заставляет уходящих казаться предающими доверие «общины». Повторяющиеся угрозы санкций за уход формируют у новообращённого страх покидания культа.

А вот обещание немедленного осуществления, мира, спасения, приводит к тому, что новые адепты постоянно стремятся достичь утопических идеалов и обвиняют себя самих за то, что стараются недостаточно усердно.

Результатом ограничения доступа к внешним источникам информации или вообще полным отсутствием становится отсутствие критического мышления и укрепление представления, что сомнения относительно группы отражают недостатки сомневающегося, но не группы.

Отсутствие некультовых связей и эмоциональной поддержки. Результатом тут становится тот факт, что обращённые становятся зависимыми от культа в дружбе, близости и эмоциональной поддержке; чувства отчуждения, враждебности и паранойи в отношении некультового мира всё более усиливаются.

Не оставляют без внимания и сферу интимных отношений. К примеру, лидер может диктовать, стоит ли, когда и на ком жениться. В связи с этим у новообращённых может развиться искажённый, обезличенный взгляд на сексуальность и половые сношения.

Лидеры же защищены от возможности того, что близкие друзья поделятся сомнениями относительно группы и укрепят их. Постоянная исповедь и самоопорочивание приводят к тому, что новые члены организации сначала испытывают стыд, а затем облегчение и чувство долга перед культом за спасение от их «дурной натуры».

Одним из инструментов воздействия также являются чрезмерные финансовые обязательства, часто требующие передачи в пользу культа наследства, банковских счетов, платёжных чеков и другого материального имущества (дома, машины, аудио и видеотехника и т. п.).

Приверженцы культов в итоге остаются фактически без гроша и в финансовом плане зависят от группы. Также, если было пожертвовано много денег, обращённые могут оправдывать свои вложения, закрывая глаза на деструктивные элементы группы.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle