• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как контролировали мусульманское духовенство в Российской империи

Время чтения: 2 мин
1357

Стремление самодержавия контролировать мусульман и рост численности махаллей, иметь лояльных и законопослушных проводников государственной идеологии в лице духовенства исторически привело к образованию в 1789 году в г. Уфе Оренбургского магометанского духовного собрания и регламентации порядка утверждения духовных лиц преимущественно на основе светского законодательства, с учетом некоторых шариатских норм, местных обычаев и традиций.

В Российской империи избрание, утверждение и деятельность мусульманского приходского духовенства были строго определены законом и контролировались местными и центральными органами власти.

«Хранители религии»: какой была роль имама в дореволюционной России

Законодательное регулирование положения мусульманского духовенства нашло отражение в «Полном собрании законов Российской империи», «Своде законов российской империи», в циркулярах Министерств внутренних дел и Министерства народного просвещения, в постановлениях и циркулярах ОМДС, постановлениях губернских правлений, назначавших и увольнявших духовных лиц, в указах Сената. Этими законодательными актами деятельность мусульманского духовенства – от низшего приходского муэдзина до высшего – муфтия – была организована, как «централизованная иерархическая система управления».

ОМДС находилось под юрисдикцией Департамента духовных дел и иностранных исповеданий Министерства внутренних дел Российской империи. Оно, как государственное учреждение, в силу российских законов не могло выйти за рамки административных, аппаратных и управленческих функций. Многие фетвы (указы, постановления) носили характер рекомендаций. Несмотря на это, российское правительство строго следило за соответствием российскому законодательству решений принимаемых в муфтияте.

В административном отношении приходское духовенство подчинялось ОМДС и, согласно ст. 1420 «Уставов духовных дел иностранных исповеданий», «подлежало суду и взысканию» за нарушения обязанностей духовного звания. Духовное собрание имело право определять наказания, предусмотренные ст. 1424 того же Устава: временно удалять от должности, отрешать от нее вовсе, либо лишать духовного звания. Эти решения проводились через Губернское правление, и последнее было не вправе их отменить.

По всем прочим обязанностям, не относившимся к духовным, приходское духовенство подлежало светскому суду по законам уголовного судопроизводства. Право возбуждения судебного преследования и предание суду духовных лиц мусульманского вероисповедания принадлежало Губернскому правлению, органу власти, утверждавшему и увольнявшему духовных лиц с должности приходского муллы.

Амишев Р.И.

Социальные комментарии Cackle