• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

4 этапа переселения татар в Иран

Время чтения: 5 мин
6019

А вы знали о том, что ещё во времена существования могущественной монгольской империи татары уже проживали на территории современного Ирана и внесли особый вклад в становление местной культуры? Именно об этом мы сегодня с вами и поговорим.

Если верить многочисленным исследованиям, то в истории Исламской республики Иран особое внимание уделялось именно вкладу татар.

Первые упоминания о них историки и археологи относят к обширному и непростому периоду монгольского нашествия. Интересен и тот факт, что правящая монгольская династия Ильханидов всегда ассоциировалась с татарами. Несмотря на то, что эта династия по происхождению была монгольская, однако в народе члены этой фамилии именовались татарами. Ради справедливости стоит добавить, что в принципе всех монгол в то время называли татарами.

Между прочим, до сих пор в восточных районах Ирана, особенно в провинции Хорасан, очень много людей с выраженным монголоидным антропологическим типом. И нередко среди уже местного населения встречается фамилия Татари. Если верить исследователям, то это и есть свидетельство первой волны татар на территории современного Ирана. 

Давайте обратимся к иранским источникам. Там мы обнаруживаем, что татары появились в Иране примерно в 1230-1243 гг. Ступили они на земли Ирана в составе монгольской армии. После победы монголов в 1243 году над войском Кайхусравы в битве при Кёсе-Даге значительная часть этих «татар» решила остаться в Анатолии.

Как известно, их предводителем значился монгольский полководец из племени йесут Байджу-нойон, который в своё время за большие военные заслуги получил от Хулагу-хана немалую территорию земли, а его потомки немного позже стали наместниками анатолийских владений хана. В народе этих татар стали именовать «кара татар» («чёрные татары») или «кюйин татар»

В конце XIV века анатолийские кара-татары, о которых мы рассказали выше, оказались под властью Османов и, вдруг перейдя на сторону Тамерлана, сыграли решающую роль в разгроме османской армии в битве под Анкарой, которая состоялась в 1402 г. Тогда многие из них переселились на восток в Хорасан, где и получили щедрые пожалования от их нового сюзерена. С этого времени можно вести начало истории постоянного проживания на территории Ирана небольшой группы тюркоязычных татар.

Вторая волна распространения татарского этноса в Иране началась в XVI веке и связана он со взятием Казани в 1552 году Иваном Грозным. С этого момента и начинается большой отток мигрантов в Среднюю Азию: народ массово переселяется в Бухару, Ургенч, Дашагуз. Однако и там не суждено было задержаться надолго – судьба ведёт людей на север Ирана, в прикаспийские районы, в лесистые предгорья хребта Альборз.

Была и третья волна переселенцев. Она имела место быть после XVI века, когда в Казанском ханстве после его завоевания началось насильственное крещение. Этот поток поселенцев пришёл по морю и остался на побережье Каспия. Они осели в сёлах Гомешпеде, Ходжанепес и других, которые и поныне принято считать татарскими. Согласно многочисленным исследованиям, именно этот субэтнос смог максимально законсервировать собственные культурные особенности, сохранить свои родословные-шежере, по которым можно проследить происхождение.

По итогам двух первых волн переселения были образованы две группы татар, осевших в провинции Голестан. Но была ещё и четвёртая волна, которая началась после Октябрьской революции, утверждения Советской власти и сталинских репрессий в СССР.

Процесс начался в 1917 и окончательно завершился примерно в 30-е годы. Интересно, что границу с Ираном переходили не только представители мусульманских народов (в первую очередь среднеазиатских), но и немусульмане тоже мигрировали в иранские земли. Татары из Среднего Поволжья переселялись по мотивам религиозным, сословным, поскольку там было немало представителей купечества, зажиточных людей. Чуть позже они примкнули к потомкам мигрантов третьей волны.

В Северном Иране ставшие уже местными татары смешивались с туркменами, осваивали туркменский язык, культуру. Такое взаимопроникновение привело к тому, что татары перестали отделять себя от туркмен, считаясь единым целым. Логично, что межэтнических конфликтов у них не возникало – у татар и туркмен было полное взаимопонимание, высокий уровень доверия и культурной близости. Вообще переселявшиеся татары предпочитали жить в тех же селениях, где уже обустроились туркмены. Татары очень быстро интегрировались в местное общество, гармонично встроившись в родоплеменную структуру туркменского народа.

Венгерский путешественник Арминий Вамбери, ходивший по Средней Азии и Ирану в одежде дервиша, в 1863 году посетил и Иран. В своей книге «Путешествие по Средней Азии» он описал встречу с руководителем торгового каравана Балал-хаджи, который по национальности был татарином. Торговец пригласил его к себе в гости в деревню, что раскинулась недалеко от Гомешпеде.

Путешественник гостил у него несколько дней, а потом описал, каким большим уважением и доверием пользовался татарин среди местного населения. Никто не воспринимал его как чужого. Не это ли является ярким свидетельством того, что у татар и туркмен было очень тесное взаимодействие?!

Помимо этого, среди туркменских мужчин считалось престижным брать в жёны татарок. Особенно старались заключить такие браки торговцы, ведущие свои дела в регионах компактного проживания татар. К примеру, один из туркменских религиозных деятелей Осман-ахунд — религиозный реформатор, на которого особое влияние оказали идеи джадидизма, — был женат на татарке (речь идёт о рубеже XIX-XX веков). Его супруга стала для него своеобразным связующим звеном между мусульманами двух стран – России и Ирана.

Но давайте вернёмся к тем татарам, которые остановились на территории провинции Голестан. В народе они получили название «приморские» или «горные». Примечательно, что именно эти татары занимались активно торговлей, были очень образованными и состоятельными. Ко всему прочему они завели гораздо более тесные контакты с другими странами, в том числе с народами Поволжья. А татары предгорьев Альборзы занимались преимущественно земледелием, что делало их статус в обществе значительно ниже. Тем не менее, приморские татары считаются самой интеллигентной, образованной частью населения. Именно этот субэтнос татар подарил миру немало великих деятелей культуры.

Напоследок хочется обратиться внимание также на тот факт, что в предгорьях Альборзы существуют три селения, которые в своём названии имеют слово «Татар» — Верхний Татар, Нижний Татар и Средний Татар. Верхний Татар впоследствии из поселения вырос до статуса "город", даже стал районным центром. Это привело к росу экономических возможностей города, позволило преодолеть отсталость, выйти из периферии в центр, так сказать.

(Продолжение следует)

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle