• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Поэма об отсеченной голове

Время чтения: 3 мин
5945

Одним из памятников средневековой татарской литературы является лирико-эпическая поэма - дастан «Кисекбаш». Книга была популярна в татарских семьях, много раз переписывалась, а затем издавалась, большими тиражами и входила как учебное пособие по истории литературы в программы обучения шакирдов в медресе. В 2000 году она была переиздана Валиуллой хазратом Якуповым в издательстве «Иман». За основу был взято издание 1846 года, напечатанное в типографии Казанского университета.

«Кисекбаш китабы» или «Книга об отсеченной голове» была создана в 13-14 веках. По мнению специалистов, при написании поэмы просматривается влияние произведений известного суфийского  шейха 12 века Фарид ад-Дина Аттара.  Сама поэма состоит из 270 стихотворных строк.

Сюжет дастана связан с личностью пророка Мухаммеда (с.а.в.) и его ближайших сподвижников. Однажды, когда Пророк Мухаммед (с.а.в.) беседовал с четырьмя сподвижниками и тридцатью тремя тысячами последователей, к его ногам подкатилась отсеченная человеческая голова. Она обратилась к Посланнику Аллаха (с.а.в.) с просьбой о помощи:  чудовище - Див разрушило его город, съело сына, похитив красавицу жену, превратив его самого в Кисекбаша, скрылось, нырнув в колодец.  По поручению Мухаммеда (с.а.в.) один из его сахабов «Лев Аллаха» Али (р.а.), взяв меч Пророка (с.а.в.) Зульфикар, сел на легендарного коня Дольделя и выступил в поход.

В течение нескольких дней и ночей герой ехал верхом вслед за катящейся  головой - Кисекбашем. Когда они достигли  колодца в пустыне, Али (р.а.) привязал конец аркана в тысячу пятьсот обхватов к срубу и спустился вниз. Через семь дней его ноги коснулись земли. Разбив железные ворота, Али (р.а.) попал во владения Дива и вошел во дворец, где луноликая супруга Кисекбаша совершала намаз. Дальше он увидел пятьсот связанных мусульман, и в дальнем конце дворца - спящего Дива.

Али (р.а.) разбудил его и начал поединок. Див три раза ударил его дубиной весом в тысячу батманов (около 4 тонн). Батыр ушел по пояс в землю, но остался жив и разрубил мечом Зульфикаром злое чудовище на куски. Однако,  на смену Диву явилось триста новых. При помощи данной Аллахом необычной силы Али (р.а.) победил всех злодеев, освободил пленных мусульман, установил справедливость, раздав им имущество Дива.

Затем вместе с женой Кисекбаша он поднялся наверх. Когда они возвратились к Посланнику Аллаха (с.а.в.), тот взял отсеченную голову в руки, и к ней возвратилось тело. Затем он произнес слова дуа – просьбы Аллаху над костями сына Кисекбаша, и к нему вернулась жизнь.

В этом произведении подчеркиваются могущество Всевышнего Аллаха, высокие нравственные качества Пророка Мухаммеда (с.а.в.) и его сахабов – справедливость, отзывчивость, готовность помочь нуждающимся. Показано, как верность Аллаху и Его посланнику способны творить чудеса. Таким образом, с помощью доступного для понимания широкой массы людей  сказочного сюжета этого стихотворного рассказа о Пророке (с.а.в.) и его сподвижниках  изображены достоинства Ислама.

На содержании дастана «Кисекбаш» отразился процесс становления татар мусульманами. Это и другие средневековые булгарские и татарские произведения – дастаны, кассыды, баиты способствовало распространению и укреплению мусульманской религии на территории Средней Волги. Несомненно,  на них оказали влияние произведения арабо-мусульманской литературы. В трудные моменты жизни люди обращались к Аллаху, больше думали и размышляли о вере. Также и поэма «Кысса-и Йусуф» Кул Гали глубоко проникнута духом Корана. Здесь тоже чувствуется невидимая связь сподвижников Мухаммеда (с.а.в.), прославляется Ислам, ставший неотъемлемой частью менталитета татар - религией, без которой они уже не представляли свое существование и будущее, уверенно считали себя мусульманами.

Хасан Хусаинов

Социальные комментарии Cackle