• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Почему муфтию Российской империи отказали в просьбе увидеть святые реликвии ислама?

Время чтения: 5 мин
1067

Открытка. Издание Абдулла Козлова, с негатива Али Акчурина. Из личного архива автора

Открытка. Издание Абдулла Козлова, с негатива Али Акчурина. Из личного архива автора

Продолжаем вас знакомить с жизнью пятого муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания Мухамедьяра Султанова.

Начало: 75-дневный карантин пятого муфтия Российской империи: что еще нам известно о нем?

В 1889 году исполнилось 100 лет со для основания Оренбургского магометанского духовного собрания. Мухамедьяр Султанов обратился к российским властям с просьбой о разрешении отметить данное событие.

По случаю столь важной даты были отремонтированы и приведены в порядок здания Духовного собрания, на зданиях появились стяги.

Муфтий Мухамедьяр Султанов. wikipedia.org

Муфтий Мухамедьяр Султанов. wikipedia.org

На праздник были приглашены ахунды, муллы, известные деятели и государственные чиновники. Официальное празднество началось 4 декабря в 2 часа по полудни в здании Шариатского суда (Махкама-и Шаргия). Пресса на торжества допущена не была.

Это были сложные для татар времена. Противостояние между кадимистами и джадидистами приобрели острую фазу. Мухамедьяр Султанов в этом споре не хотел принимать чью-либо сторону и не вмешивался в вопрос образования татар.

В результате на это противостояние обратили внимание российские власти, многие видные деятели из-за доносов были посажены в тюрьмы или сосланы в Сибирь.

В этот период было закрыто большое количество татарских школ, в том числе на некоторое время прекратили свою деятельность медресе «Мухаммадия», «Галия», «Хусаиния» и другие. Все это мешало татарским детям получать хорошее образование в рамках ислама и национальных традиций.

Российская империя позорно проиграла Русско-японскую войну (1904–1905 гг.) и была вынуждена выплачивать Японии контрибуцию.

В российском обществе активно заговорили о необходимости свободы и послаблений. Российские мусульмане тоже обратились со своими прошениями к министру внутренних дел и к муфтию Духовного собрания Мухамедьяру Султанову.

Вот самые важные ее пункты:

1. Муфтий и казыи (судьи) Оренбургского магометанского духовного собрания должны избираться народом.
2. Мечети, школы и медресе должны находиться в ведении Оренбургского магометанского духовного собрания.
3. Мусульманские религиозные книги должны печататься под надзором Оренбургского магометанского духовного собрания.

Муфтий, прочитав пункты прошения стал насмехаться, говоря, что это лишь пустые мечты. Однако действия мусульман этим не ограничились.

Мусульмане так называемой Внутренней России, куда входили Поволжье, Крым, Кавказ и Сибирь отправили в Петербург своих делегатов. Они обратились со своими требованиями к министру графу Витте, в результате чего в Петербург был вызван муфтий Мухамедьяр Султанов.

Граф Витте велел муфтию собрать съезд мусульман для обсуждения требований и отправить ему протокол съезда. После возвращения в Уфу муфтий в спешке организовал съезд улемов из 39 человек, куда были приглашены близкие ему ахунды и муллы.

Этот съезд получил название «Собрание алимов». Многие из приехавших на съезд делегаты даже не знали причин его созыва, не была подготовлена программа съезда.

Риза казый (Ризаэтдин Фахретдин) в короткие сроки составил устав съезда, в последующем с небольшими изменениями он был подписан всеми участниками съезда. Однако съезд закончился безрезультатно.

Передовая мусульманская интеллигенция осталась недовольной результатами этого съезда. Они собрались на ежегодной Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде. Здесь 15 августа 1905 года прошел 1-й Всероссийский конгресс мусульман. На нем присутствовали делегаты с Поволжья, Крыма, Кавказа, Урала, Сибири и Туркестана.

В результате была создана первая всероссийская исламская партия «Иттифак аль-Муслимин». На конгрессе были приняты следующие важные решения:

1. Муфтий должен избираться народным голосованием из достойных мусульманских ученых сроком на 5 лет.
2. Вопросы, связанные с созданием новых мусульманских общин, строительством мечетей и медресе должны быть выведены из-под юрисдикции губернских правлений и переданы Духовному собранию.
3. Если муфтий не знает в достаточной степени русского языка, то имеет право пользоваться услугами переводчика.
4. Предоставить мусульманам свободу прессы, право контроля и цензуры мусульманской прессы предоставить Духовному собранию.

Интересный факт из жизни муфтия во время совершения хаджа в 1893 году

Султан Абдулхамид II. Источник wikipedia.org

Султан Абдулхамид II. Источник wikipedia.org

Во время аудиенции у османского султана Абдулхамида II муфтий Мухамедьяр Султанов попросил дозволения посетить святые реликвии ислама.

Читайте также: Почему османские султаны хранили святые реликвии ислама в Стамбуле?

Султан поручил этот вопрос шейхульисламу Османской империи Джемаледдину эфенди, однако муфтию было отказано.

Шейхульислам Османской империи Джемаледдин эфенди. wikipedia.org

Шейхульислам Османской империи Джемаледдин эфенди. wikipedia.org

По традиции, находившиеся в дворце Топкапы святые реликвии ислама открывались для обозрения лишь раз в году – во время праздника Маулид. Шейхульислам принес извинения и сказал, что нарушать этот обычай нельзя.

Продолжение следует…

Автор: Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle