• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Общество мусульманской молодежи» в Хайфе и о том, откуда берет начало железная дорога до Медины

Время чтения: 4 мин
2707

«В мусульманских странах» так называются путевые заметки  общественного деятеля и писателя Гаяз Исхаки (1878-1954). Впервые они были опубликованы в журнале “Яңа милли юл” (“Новый путь нации”) в 1932 году. Автор был среди делегатов Всемирного конгресса мусульман. Для нас представляют интерес впечатления и наблюдения мастера пера об образе жизни и взглядах мусульман Палестины и Египта более 80 лет назад.

Islam-today продолжает публикацию очерка.

Выйдя из мечети, мы отправились в «Общество мусульманской молодежи». В своих заметках я уже писал о том, что эта общественная организация имеет свои представительства во многих мусульманских странах. Она ставит цель – воспитывать подрастающее поколение в духе Ислама, а потому к ней относятся с большим вниманием и уважением. Мне доставляло чувство гордости, что эту столь важную миссию возглавляет мой соплеменник и соотечественник. «Шуббанель муслимин», именно так по-арабски называется это общество, расположено в двухэтажном добротном каменном здании. Строение возведено на средства благотворительного фонда и меценатов. На этом месте когда-то располагалась усыпальница какого-то шейха. Первый этаж здания занимают магазины. На втором этаже кабинеты сотрудников общества, а также различные конторы и салоны. Арендная плата, поступающая от владельцев этих салонов, служит подспорьем для ведения общественной работы.

Мы ознакомились с деятельностью общества, побывали в библиотеке и решили побывать в офисе арабского банка. Владелец мусульманского банка Абдурашид Ибрагим поведал о деятельности кредитно-финансового учреждения. На обед нас пригласили в гости к одному из шакирдов Габдуллы эфенди Тимура. За обеденным столом собрались первые лица города, и я задал вопрос, который волновал меня: «Что послужило поводом для активизации деятельности и обращению большого внимания экономической составляющей?» Мне было интересно как на этой святой земле, в условиях арабского государства, в Палестине, на земле Пророков Аллаха, давшей мусульманскому миру выдающихся деятелей, зародились такие масштабные планы и идеи. Один из гостей коротко ответил, что всему причиной все возрастающее число еврейских переселенцев. Эти слова были поддержаны и другими участниками меджлиса. Иными словами пришельцы способствовали тому, чтобы арабы – истинные хозяева этих земель были вынуждены ввиду наплыва за последние годы переселенцев в целях самосохранения активизировать общественно-патриотическую работу. Арабы взяли себе на вооружение главное оружие еврейского народа – экономику. Иными словами сионизм послужил своеобразной плетью для арабов, благодаря которой они проявляют активность.

Далее наш маршрут пролег в городок Гакка, который отстоял от Хайфы на расстоянии 30-40 километров. Этот город также расположен на берегу моря, а этот залив был так удобен для обустройства гавани, что в течение веков город был известен как крупный морской порт. В период турецкого владычества здесь была возведена мощная крепость, толстые каменные стены ее обрамляли город. Здесь находится старинная тюрьма, в которой содержались злостные преступники. Отсюда берет начало знаменитая железная дорога, которая возводилась при турецком султане Абдул-Хамиде II, соединяющая Хиджаз с одной из главных достопримечательностей Ислама – Священной Мединой. На сегодня эта единственная в мире железнодорожная магистраль, построенная по повелению Абдул-Хамида II, на средства мусульманской уммы всего мира, руками ведущих турецких инженеров, специалистов и тысяч рабочих.

Долгие годы она служила главным средством доставки хаджиев со всего света к Исламским святыням в Мекке и Медине. Они на пароходах добирались до города Гакки, а затем, погрузившись в вагоны в течение трех дней успешно добирались до места паломничества. За годы войны дорога пришла в совершенную негодность. В настоящее время отдельные участки дороги, находящиеся в плачевном состоянии, относятся к Хаджазу, Восточной Иордании, Палестине и Сирии. На Всемирном мусульманском конгрессе затрагивался вопрос об этой магистрали, ее восстановлении и передаче, как и прежде, под опеку совместных исламских вакуфов. Данной проблемой должна была заняться специальная комиссия под председательством эмира Сагида аль-Джазаира.

И вот теперь мы находимся в этом городке Гакка, откуда начинается знаменитая железная дорога. Жизнь в городе замерла, а сам он заброшен и производит гнетущее впечатление. Вся торговля и общественная деятельность перенесена в Хайфу. В последние годы сюда не ступала нога хаджиев. В городе мы увидели две просторные мечети, возведенные во времена турецкого наместника Ахмеда паши. Вблизи этих мечетей имеются здания медресе и общежитий для шакирдов. До сего дня там обучаются арабские студенты, которые обеспечиваются бесплатным жильем за счет фонда турецкого паши и в добавок получают пособие из расчета 60 грошей (4,50 рублей золотом) в месяц. Мне удалось кратко побеседовать с одним из шакирдов, который жаловался на недостаточность этого содержания. Я не стал заострять внимания на всплывших после войны арабо-турецких разногласиях о приграничных территориях.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle