Из истории евреев Египта
Многие не задумываются над вопросом, остались ли после легендарного исхода под руководством пророка Мусы, мир ему, в Египте евреи.
Один египетских граждан еврейского происхождения Альберт Арье отвечает на этот вопрос утвердительно – ведь он египтянин.
Евреи вновь появились в Египте после Реконкисты, когда они вынуждены были бежать из родной им Испании из-за преследований христиан.
Теперь подавляющее большинство евреев из Египта живет в Израиле, но Арье помнит те времена, когда никто не спрашивал их национальности и никто не сомневался в их лояльности к государству, в котором они родились, ведь все они были гражданами одной страны, а евреи-капиталисты вели себя также как и капиталисты-арабы и не вкладывали свои деньги в бизнес за границей.
Выходец Египта Роберт Гринсман вспоминает, как египетские евреи становились коммунистами, чтобы бороться за светлое будущее всех египтян. «Мы знаем о Юсуфе Дарвише и Ахмеде Садеке Саде, которые приняли ислам для того чтобы, будучи адвокатами лучше защищать права рабочих и добиваться открытия школ для бедных».
Евреи внесли свой вклад в становление египетской экономики и культуры. Одним из основателей национального банка Египта был владелец сети универмагов Сальватор Сиккурель. Всем египтянам известны имена певицы Лейлы Мурад, актера театра Якуба Тануа и актера кино Того Мизрахи, которые по национальности были евреями.
Удивительно, но факт – коммунист Генри Куриель смог каким-то образом раздобыть в 1956 году план тройственной агрессии против Египта и показать его президенту Насеру, который не поверил ему.
Интересный факт: после подписания соглашений в Кэмп-Девиде о сепаратном мире Египта с Израилем в синагогу, где молился израильский премьер-министр Менахим Бегин, проник египетский еврей Шехата Харун и выразил ему свой протест против этого соглашения.
Таким образом, евреи наравне с египтянами «делали» историю Египта.
Как и во всех мусульманских странах в Египте до определенного времени царила полная веротерпимость, однако с тех пор, как разгорелся длительный Ближневосточный конфликт, она постепенно стала уходить в прошлое. Принадлежность к еврейской нации в Египте постепенно превратилось в подобие обвинения в сотрудничестве с врагом.
Многие евреи не хотели уезжать из Египта. Руфь Браунинг рассказывает, как ее бабушка ни за что не хотела ехать в Израиль – страну, где собрались евреи со всего мира. «Это было нечто вроде клаустрофобии – быть все время с людьми только одной национальности. Она не могла понять почему им всем надо ехать в одну страну и демонстрировать свою принадлежность к еврейству».
Немного по-другому формулирует эту же мысль дочь еврейки-эмигрантки из Египта: «Наша семья не хотела ехать в Израиль. Эта страна для евреев, подвергшихся гонениям, а не для нас. Поэтому мы уехали во Францию».
Ключевым моментом в отношении египтян к своим согражданам еврейской национальности стало так называемое «дело Лавона». В июле 1954 года израильская военная разведка организовала в Египте диверсионную операцию «Сусанна». Идея заключалась в том, чтобы устроить в Каире и Александрии серию террористических актов, особенно против американских и английских учреждений, что, как надеялись израильтяне, сорвет вывод английских войск из зоны Суэцкого канала и таким образом не даст удовлетворить растущие амбиции президента Египта Насера, который враждебно относился к Израилю.
Операцию должен был провести «Отряд 131», составленный из египетских евреев офицером израильской разведки Авраамом Даром и активизированный весной 1954 года. Однако уже в самом начале операции у диверсантов начались проблемы. Самодельная бомба, которую один из них, Филипп Натансон, намеревался взорвать в кинотеатре «Рио» взорвалась на нём самом, не принеся вреда ни ему, ни окружающим. Вслед за тем последовали аресты, фактически ликвидировавшие израильскую террористическую сеть в Египте. Всего было арестовано 13 агентов. Двое из арестованных покончили жизнь самоубийством, двое были повешены по приговору египетского суда, двое отпущены за недостатком улик, а остальные просидели в египетских тюрьмах до 1968 года и были обменяны на пленных египтян после завершения Шестидневной войны.
Многие евреи не хотели уезжать из Египта, но власти страны заставляли их покинуть родную землю. Гринсман отсидел три года в тюрьме за отказ выехать из Египта, но и после этого был силой помещен на борт корабля, отправлявшегося за границу. Его, также как и всех покидавших страну евреев, заставили подписать отказ от египетского гражданства и обязательство больше никогда не возвращаться в Египет.
Один из потомков еврейских эмигрантов из Египта даже отметил, что легче гражданам Израиля попасть на территорию страны, чем бывшим египетским евреям.
Ильдар Мухамеджанов