• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Декабрь 1931 года. Как проходил Всемирный конгресс мусульман?

Время чтения: 4 мин
2725

Решения форума были в поле зрения не столько друзей Ислама, сколько его врагов.

Решения форума были в поле зрения не столько друзей Ислама, сколько его врагов.

Вопросы сплочения уммы, объединения усилий всего мусульманского мира вокруг высоких идеалов религии Аллаха - Ислама были и остаются актуальными. 

Более восемьдесяти лет назад в Куддесе (Иерусалиме) состоялся Всемирный мусульманский курултай (конгресс). На нем был избран Центральный исполнительный комитет во главе с муфтием Палестины Эмином хаджи Хусейни, были приняты основополагающие документы, послужившие началом создания международных мусульманских организаций. Среди участников этой исторической конференции был и Гаяз Исхаки - классик татарской литературы, крупный публицист и общественный деятель, который, кстати, был избран в состав ЦИК. Представляет интерес как шла подготовка к конференции, как она воспринималась мировым сообществом, а также весь ее ход. Г.Исхаки рассказал о своих впечатлениях на страницах журнала «Яна милли юл» в статье «Исламская конференция», которая была опубликована в первом номере этого издания за 1932 год.

Islam-today предлагает вниманию читателей продолжение статьи.

Итоги состоявшегося в Куддесе Исламского конгресса живо обсуждались на страницах мировой прессы. Решения форума были в поле зрения не столько друзей Ислама, сколько его врагов. Среди европейских журналистов было ничтожно мало тех, кто сделал попытку раскрыть положительные и радостные моменты состоявшегося конгресса и, напротив, неизмеримо много тех, кто израсходовал тонны макулатуры, чтобы описать теневые стороны этого события. Известно, что во время проведения мероприятий такого масштаба возможны противоречия или различные подходы, однако естественные различия в позициях среди делегатов Исламской конференции некоторые попытались преподнести, как доказательство обреченности этого мероприятия и, как говорится, «сделать из мухи слона». Некоторые даже не ограничились искажениями мыслей, высказанных в ходе конгресса, а даже предприняли попытки низвергнуть с пьедесталов лиц, которые проявили себя с лучшей стороны во время работы конгресса.

К примеру, они дошли даже до того, что объявили представителя Индии Мавляну Шавката Гали, как конченного пьяницу; одного из организаторов и инициаторов форума муфтия Палестины Эмина хаджи Хусейни, как заинтересованное в теплом кресле лицо, а представителей мусульманского сообщества России, поведавших об угрозах Исламу со стороны большевизма, объявили в качестве ярых противников Великобритании. Против всех этих деятелей была развернута оголтелая пропаганда и распространялась лживая информация, сеющая страх среди мусульманских стран-соседей.

В связи с тем, что в прессе Европы число мусульманских журналистов ничтожно мало, враждебно настроенные к данному конгрессу газетчики достигли успеха, потому как в общественном мнении Европы и Америки превалировали негативные оценки к этому форуму. Некоторые недальновидные лидеры из европейских стран клюнули на их удочку. Однако, как говорят турки, «свеча лжеца быстро гаснет», этот обман был слишком краток и быстро улетучился и в истории осталось одна великая и значительная вещь – решения состоявшегося курултая и начертанный им путь, следуя которым можно реализовать указанные решения. Решения конференции сводятся к следующим пунктам:

Организация в Куддесе исламского высшего учебного заведения; передача в собственность мусульманской умме железной дороги, соединяющей с Исламскими святынями в Мекке и Медине, которая возводилась на пожертвования правоверных в период правления султана Габдулмеджида; взаимная поддержка и взаимопомощь мусульман в деле сохранения Исламской культуры и идеологии; выработка мер противодействия большевистской угрозе, ставящей перед собой цель по уничтожению основ Ислама; организация международных конференций мусульман не реже чем через каждые два года. Для реализации указанных мероприятий конференция избрала Центральный комитет из двадцати пяти человек. В ее состав вошли представители мусульманских стран, в том числе из: Индии, Явы, Кавказа, Туркестана, Крыма, региона Волги и Урала, Египта, Марокко, Йемена, Ирака, Сирии, Палестины, Алжира, Туниса и других стран. Несмотря на то, что большинство делегатов конференции представляли арабы в избрании состава ЦИК был соблюден принцип паритета, например, в его состав были включены представители и одномандатной делегации острова Ява и двухмандатная делегация мусульман Румынии. Причем этот принцип учитывался и во время выборов руководящих органов конференции. В состав семи членов были включены представители семи народов, в частности, один представитель от мусульман России.

Все это указывает на политическую зрелость Исламской уммы, что безусловно, радует. Наши противники не желают замечать этого, однако мы должны видеть это, писать об этом и разъяснять значение и важность этого обстоятельства нашим единоверцам. Делегаты конференции отличались друг от друга и языком, и национальными обычаями, и традициями, а также своим общественным статусом. Здесь были представлены и наследные принцы, и эмиры, крупные феодалы и богачи из ряда мусульманских государств, а также те, кто своим ежедневным трудом добывает себе хлеб насущный. Такое же разнообразие было и в мыслях и идейных убеждениях.

Рядом с теми, кто превыше всего ценил Священный Коран находились лица, которые придерживались мнения развивать религию, подключать разум в поиске истины. Вместе собрались представители различных мазхабов: ханафиты, шафииты, маликиты и ханбалиты. В части вероисповедания здесь были представлены и сунниты, и шииты, и хавариджиты. Несмотря на все эти различия во время заседаний форума на протяжении двенадцати дней не было ни единого намека на какую-либо разницу.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle