• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Казань мусульманская: первая мечеть, построенная в Советское время

Время чтения: 8 мин
5971

Семьдесят лет советского атеизма не могли не отразиться на количестве и состоянии религиозных сооружений. Каждая из мечетей, возвращенная прихожанам после становления суверенного Татарстана имеет свою историю, свой собственный путь. Посетив одну из таких мечетей, можно не только увидеть нынешнее положение молельного дома и настроений мусульманской уммы, но и проследить всю историю возвращения ислама на татарскую землю.

Закабанная мечеть, о которой мы расскажем вам сегодня, имеет непростую историю. Еще одно ее название глубоко символично – «Имени 1000-летия принятия ислама». Это была первая мечеть, построенная в Советское время (1926 год) с личного разрешения Иосифа Сталина, бывшего в то время наркомом по национальным вопросам.

- Это был нонсенс: с Ленина началась обширная кампания против религии. Лозунгом этой борьбы стала известное всем высказывание: «Религия – опиум для народа», - вспоминает имам-хатыйб Закабанной мечети, Сейджагфар хазрат Лутфуллин. – Это была единственная мечеть, построенная в советское время, на народные средства.

Решение о постройки Закабанной мечети было принято в рамках обсуждения 1000-летия принятия ислама Волжской Булгарией на Съезде мусульман, который вел Ризаэтдин Фахретдин, бывший на тот момент муфтием ЦДУМ. Постройку религиозного сооружения доверили русскому архитектору Печникову, который в самом оформлении фасада, в каждой детали мечети отразил историю принятия ислама.

Напомним, что все мечети располагались на берегу озера. Тогда озеро Кабан было чистым. Стояли плоты из бревен, где мужчины брали тахарат и сразу же шли в мечеть читать намаз.

Просуществовала она недолго – уже в 1930 году религиозное сооружение закрыли. Вновь Закабанная мечеть откроет свои двери для прихожан лишь в 1991 году.

Если говорить об архитектуре, то ранее у мечети было три входа, причем для мужчин и для женщин вход был раздельным (такое строгое разделение характерно именно для татарских мечетей).

- Даже при общении с мужчиной женщины раньше прикрывали рот платком. У некоторых бабушек в деревнях эта традиция до сих пор сохранилась, - вспоминает хазрат. – Воспитание было строгим. И эта строгость не только на словах была, но и проявлялась в деле.

Мечеть представляла собой двухэтажное здание колонного типа. В мужском зале произвели небольшую реконструкцию – снесли имеющуюся опору и возвели шесть столбов, символизирующих шесть столпов имана (вера в Аллаха, в ангелов, в Писание, в Пророков и посланников, в конец света и Судный день, в предопределение). На втором этаже молились женщины.

В сравнении с остальными казанскими мечетями, где минареты выполнены в пикообразном стиле, здесь минареты полукруглые, что показывает принадлежность к багдадскому стилю. Через минарет Печников отобразил, откуда ислам проник на территорию Татарстана. Наличие стрельчатых окон относится к переходному периоду. В годы Великой Отечественной войны минарет мечети был разрушен, его место заняли пулеметно-зенитные установки.

- В советское время здесь была школа, детский сад, ДОСААФ. Рядом был недостроенный ресторан «Кабан». Это было частью всесоюзного проекта по закрытию мечетей со стороны озера, чтобы не было видно религиозных сооружений. Мечети старались застраивать, возводить рядом большие объекты. Некоторые минареты вообще были снесены.

История возвращения мечети связывается с личностью Исхак хазрата Лутфуллина. Тогда, в далеком 1990-ом году Исхак хазрат оставил военную службу и всю свою энергию, всю свою деятельность направил на возвращение Закабанной мечети народу. Он попросил добровольно отдать мечеть верующим.

- Наши дуа были услышаны. С распадом Советского союза пошел исламский бум: повсеместно мечети стали возвращаться верующим, - вспоминает Сейджагфар хазрат.

В 1991 году открывается первое двухгодичное медресе имени 1000-летия принятия ислама. На втором этаже мечети (тогда она была двухэтажная), обучались и жили шакирды, а намаз читали в коридорах – все было в притык, каждый сантиметр занят. По просьбе Исхака хазрата Талгат Таджутдин привез в Казань Габдулхак хазрат Саматова, который и был назначен мухтасибом. Он привёз своих шакирдов, которых обучал нелегально и стал работать в медресе. Шакирды жили, питались и учились в мечети. В воскресные дни учились женщины и дети, также стали работать вечерние курсы.

- Несмотря на исламский бум, не хватало кадров. Шла экспансия со стороны зарубежья, а нам необходимо было воспитывать и обучать в наших традициях. Этим и занимался Исхак хазрат.

Закабанная мечеть, или мечеть имени 1000-летия принятия ислама была третьей мечетью в Казани. Именно в ее стенах появилась первая исламская типография, был напечатан первый Коран тафсир. Спустя 70 лет атеизма начали печататься книги, за счет продажи которых и содержалось медресе. Характерно, что мечеть никогда не брала денег от зарубежных спонсоров, тем самым сохраняя свою идеологию. Перед входом в мужской зал висит объявление, гласящее, что здесь молятся по ханафитскому мазхабу. Далее следует объяснение, что же этот занафитский мазхаб представляет собой. Поднявшись по лестнице, можно подробней ознакомиться с деятельностью мечети и с той социальной работой, которую она ведет. На стенах можно увидеть пейзажи Мекки и Медины, прочесть все 99 имен Всевышнего, ознакомиться с научным доказательством существования Пророка Мухаммада (Мир ему), прочитать все те буклеты, которые за годы своей работы были выпущены мечетью. Таким образом любой верующий самостоятельно, без имама, без муллы, может не просто узнать, чем занимается мечеть, но и окунуться в ислам, получить больше знаний о своей вере. Необходимые религиозные познания можно черпать в библиотеке, которая находится тут же.  Кабинет оборудован партами, стульями и стеллажами с книгами, среди которых можно найти Коран и необходимую религиозную литературу. С октября месяца здесь возобновились занятия для взрослых (отдельно женские и мужские группы) и детей. Планируется сделать отдельные группы и для детей.

Интересен с исторической точки зрения и разговор Исхак хазарата с Валиуллой хазратом Якуповым, при котором присутствовал и нынешний имам-хатыйб Закабанной мечети. На вопрос Валиуллы Якупова о том, что созданное медресе для колхозников, а городским учиться негде, Исхак хазарат ответил, что все это сделает он сам, то есть Валиулла Якупов.

- Когда Валиулла хазрат Якупов коснулся вопроса типографии, отметив, что печатаются книги большим шрифтом, чтобы эбиляр, бабайлар без очков могли читать, а нужны книги другого плана, надо  развивать радио, создавать газеты. Исхак хазрат на это ответил: «Это все сделаешь ты». Исхак хазрат Лутфуллин стоял у истоков, он был именно тем человеком, который заряжал идею. К нему приезжали муфтии, он многим советовал, подсказывал. Никогда не было в нем пассивности, как сейчас можно наблюдать у молодых, которые при любом шаге останавливаются с вопросами «А что?», «а если?». Он всегда брал инициативу в свои руки, шел вперед. Этим он заряжал всех вокруг себя.

Велика и социальная составляющая работы мечети. Всего реализуется около 13 проектов. С того самого дня, как в 90-ых мечеть была возвращена верующим, благотворительность для Закабанной мечети стала священным долгом. Не так давно здание социальной столовой было отремонтирована. Здесь, вне зависимости от национальной принадлежности и вероисповедания малообеспеченные и нуждающиеся люди могут бесплатно покушать. Принцип работы довольно прост: обычный посетитель, который в состоянии оплатить свой обед, обеспечивает тем самым бесплатную еду для малоимущего. То есть те деньги, которые он заплатить за свой прием пищи, служат милостыней, благодаря которой ежедневно около 20 человек получают бесплатный обед.

- К нам приезжали с разных регионов России, чтобы приобрести литературу. Здесь мы проводили первые ифтары. Социальная работа у нас велась всегда, непрерывно. Вот представьте, когда освобождается из мест не столь отдаленных заключенный, куда ему идти?! Он приходит в центральные мечети, а там его отправляют к нам, говорят, там есть социальная столовая, там тебя накормят и помогут.

Отдельным направлением является работа с детьми. Помимо ежегодных воскресных школ, традиционным становится летний лагерь «Туры юл», который включает в себя спортивное развитие ребенка, культурное и историческое развитие, изучение английского языка и основ ислама, чтение священного Корана. Таким образом, происходит всестороннее развитие ребенка, в нем закладываются воспитание, послушание, гигиена.

- Чистота от имана. У мусульман гигиена должна стоять на первом месте. Это нужно закладывать в ребенка в раннем возрасте. Ребенок сам должен приучаться. Не надо с семи лет его заставлять носить тюбетейку или хиджаб. Надо приобщать к этому, воспитывать в нем это, чтобы он осознанно пришел к этому, с пониманием. Чтобы потом не стеснялся своем принадлежности, не комплексовал и не снимал. Что касается спортивной составляющей, то ребята занимаются скалолазанием, катаются на лошадях, стреляют из лука, плавают, развиваем и скаутскую систему сейчас.

Отдельно стоит сказать о работе с детьми-сиротами, которая ведется с 2007-го года. Проводили спартакиаду среди 12 детских домов, обеспечив ребят транспортов, питанием.

- Ребята должны заходить к нам, в мечеть. Они должны видеть и понимать, кто им помогает, что помощь идет от мусульман, чтобы они стали нашими постоянными гостями. Мы поставили шатер и стали проводить ифтары. Помимо накрытого стола, шло информационное сопровождение: ставился экран с проектором, приглашались преподаватели РИУ. Кто чем мог, помогал. Бывало, подходили, говорили, что нет денежных средств, но очень хотят помочь, что можно сделать. Кто-то накрывал на стол, кто-то еду приносил, кто-то готовил. Человек видел, куда шло его саадака. У него менялось понимание и отношение к религии. Приходя на такие мероприятия, сердца многих смягчались. Хотя вначале некоторые даже не знали, что делать, как себя вести. На собственном примере показывал, что за ними надо ухаживать, кормить. Женщина на это время становилась матерью, сестрой ребенка, за которым ухаживала, которому помогала. На этом их дружба не заканчивалась: общение продолжалось и после. За это время столько информации открылось о том, что творится в детских домах.

Также сотрудники мечети ввели программу профориентации, в рамках которой посещали пожарную часть, речной порт, железнодорожный вокзал. Проводятся и спартакиады, субботники, посадки деревьев.

Не забывают и о традициях – каждый год 13 октября, в День памяти татарского народа, верующие собираются возле башни Сююмбике, читают Коран и делают дуа. С 2007-го года прихожане Закабанной мечети взялись за кладбище «Бишбалта», отделили от него пляжную часть, установили памятники, регулярно занимаются уборкой территории. Регулярно посещают больных, привозят им еду и необходимые вещи.

В планах – открыть женский пансионат и молельные комнаты на вокзале Воровского и на Пригородном вокзале, организовать халяльное питание прямо на платформе.

- Мы стараемся привлечь молодежь в мечети, наладить диалог между хазратом и молодыми. Ведь зачастую прихожане и не знают о проблемах мечети, приходят, прочтут намаз, и все. А ведь инициатива должна исходить и со стороны самого мусульманского общества. Сейчас, к сожалению, она довольно низкая.

Ильмира Гафиятуллина 

Социальные комментарии Cackle