• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Без этого ваши деяния не будут приняты Всевышним

Время чтения: 5 мин
6588

«И поклоняйтесь Аллаху будучи искренним в религии» (Коран, сура «аз-Зумар», аят 2).

Основу поклонения Всевышнему Создателю и самой мусульманской религии составляют такие качества, как искренность и намерение, которые не существуют друг без друга и которые открывают дорогу к достижению довольства Аллаха. О том, что есть ихлас и ният, рассказал Тимергали хазрат Юлдашев на одной из лекций по основам ислама в Галеевской мечети.

Всевышний сказал: «Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху» (сура «аз-Зумар», аят 3). А в другом аяте говорится: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне». Не являются ли эти слова самым ярким свидетельством того, что в сердце каждого мусульманина должны быть искренность и намерение, которые делают его поклонение и все помыслы чистыми, направляя на благой путь достижения милости Всевышнего?!

Ихлас – это дорога и секрет достижения довольства Всевышнего, это посвящение поклонения только Всевышнему Аллаху. Деяния лицемеры будут тщетны: Создатель не примет их и в Судный день скажет: «Возьми вознаграждения от того, ради кого все совершал». От Абу Хурайры передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний Аллах говорит: «Я третий партнер между двумя партнерами, пока каждый из них честен к другому и не предает его. А если один из них предаст другого, то Я покидаю их». Таким образом, тот, кто искренен к  Всевышнему Аллаху, то  Всевышний принимает его деяния.

 

Искренность – это полное очищение сердца человека через спасение от всех болезней души, стремление во всех помыслах и словах только к обретению благоволения Всевышнего, отдаление от лицемерия и самолюбования. 

Искренность сокрыта в сердце. По словам одного из персидских богословов Джунайда Багдади, искренность настолько сокрыта, что ангел, не ведая о ней, не записывает ее в разряд добрых дел, шайтан, не ведая о ней, не может ее испортить, и нафс человека, не ведая о ней, не может распуститься.

О том, насколько Всевышний ценит искренность в поклонении свидетельствуют многочисленные аяты из Корана. «Воистину, Мы ниспослали тебе Писание (то есть Коран) в истине. Посему поклоняйся Аллаху, будучи искренним в вере» (сура «аз-Зумар», аят 2).

«Скажи [Мухаммад]: «Воистину, мне велено поклоняться Аллаху в искренней вере» (сура «аз-Зумар» аят 11).

Всевышний Аллах не примет деяния, какими бы значительными они ни были, в которых нет искренности и стремления к обретению Его довольства. Если же есть искренность, даже если деяние незначительно, то этого достаточно. Об этом говорил и Пророк Мухаммад (мир ему и благословение): «Будь искренен в вере! Если сможешь быть таким, то даже малого деяния будет достаточно для тебя». (Хаким, IV, 341/7844). Каждое свое деяние человек должен совершать ради обретения довольства Создателя. Нужно быть искренним не только по отношению к своему Создателю, но и к ниспосланной Им книге, к Его Посланнику (мир ему и благословение), ко всему мусульманскому миру и к отдельно взятому мусульманину.

В искренности заключено множество пользы: она спасает человека от наущений шайтана и пламени адского огня; она отдаляет его от зла и распутства. Искренность возвышает поклонения на новый уровень и способствует тому, что Аллах принимает их. Во многих хадисах говорится об ихласе, как условии награды за поклонение и поминание: «если раб Аллаха, избегая больших грехов (живя благочестивой жизнью), искренне скажет: «Ля иляха илляллах» – «Нет бога кроме Аллаха», то откроются врата небес, и эти слова поднимутся до аль-‘Арша (Трона Аллаха)». (Тирмизи, Да’ват, 126/3590).

Ихлас – такое чувство, о котором ведает только Аллах, только Он может вознаградить за это. Искренность тесно связана с намерением. Ният является обязательным действием в намазе, посте, хадже, омовении. Без правильного, искреннего намерения эти деяния не принимаются Всевышним. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести. Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселившийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится лишь к тому, к чему он переселялся».

В Коране сказано: «Тому, кто стремится пожать ниву будущей жизни, Мы увеличиваем его ниву. Тому же, кто жаждет нивы этой жизни, Мы даем ее, но нет ему доли в будущей жизни» (сура «аш-Шура» аят 20). Таким образом, когда человек на пути веры руководствуется только желанием обрести награду, то Всевышний в будущей жизни дарует ему щедрое вознаграждение, а в этой – будет милостив к нему и сделает благословенными Свои дары ему. Даже если и эти дары он использует на пути обретения благоволения Аллаха, то они станут для него залогом будущей жизни. Однако если человек желает лишь благ земного мира, то он ничего не обретет в мире вечном.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «… Я кое-что скажу вам, хорошенько усвойте это: люди в этом мире пребывают в четырех состояниях: одному своему рабу Аллах дает богатства и знание.

Этот раб, боясь ответственности перед Аллахом за свои богатства и знание, жертвует из них и заботится о своих родственниках. Он знает, что его богатство принадлежит Аллаху. Этот раб пребывает в самом почетном состоянии.

Есть раб, которому Аллах дал знание, но не дал богатства. Но этот человек имеет искреннее намерение: «Если бы я обладал богатством, то расходовал бы его на благо, как такой-то». Его намерение принимаются за совершенное, и он получает награду, как и владелец благ.

Есть раб, которому Аллах дал богатство, но не дал знания. Он, пребывая в невежестве, использует свое богатство для удовлетворения своих низких желаний. Он не боится Аллаха, приобретая и расходуя свое богатство, не заботится о своих родственниках. Он и не думает, что его богатство принадлежит Аллаху. Этот человек пребывает в самом униженном состоянии.

Есть раб, которому Аллах не даровал ни знания, ни богатства, но (желая быть как тот, о ком говорилось выше) он говорит: «Если бы я владел богатством, то делал бы как такой-то». И этот раб получит соответствующее его намерениям. Ему будут записаны грехи в той же мере, как и тому, на чьем месте он желает быть». (Тирмизи, Зухд, 17/2325; Ахмад, IV, 231; Ибн Маджа, Зухд, 21).

«Поистине, Аллах Всевышний не смотрит ни на тела ваши, ни на ваше обличье, но смотрит Он на сердца ваши и на деяния ваши». В Коране сказано: «В тот День, когда ни богатств, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем» (сура «аш-Шура» аяты 88-89).

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Реклама
Социальные комментарии Cackle