• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Права человека на Западе и в исламе

4698

Права человека на Западе и в исламе

Есть разница в понимании неотъемлемых прав личности в западной философии и в исламе, хотя ислам  признает основные права человека.

Шариат, являясь системой законодательства, основанной на священных текстах, своей конечной целью имеет благосостояние человека  в земной жизни и в вечности.

Шариат признает право человека на жизнь, на религиозные убеждения, право на собственность, защиту семьи, но отличается от секулярного законодательства тем, что в нем существуют понятия «Хакк Аллах» (Право Аллаха) и «Хакк аль-адами» (право человека).

Аллах в Своей Книге четко обозначил пределы человеческой свободы и ограничил ее по праву Создателя во благо Своего создания.

В 1981 году была принята Всеобщая исламская декларация прав человека, а в 1990 году – Каирская декларация прав человека в исламе.

Их целью была демонстрация приверженности мусульман основным правам человека и  соответствие международным правовым актам, касающимся этих прав.

И хотя признается, что права человека должны приниматься во внимание, не смотря на географические и культурные особенности тех или иных стран, опыт показывает, что их соблюдение все-таки зависит от  местных обычаев, экономических условий, образования и общественного мнения.

К тому же очень часто вопрос о соблюдении прав человека перетекает в политическую плоскость и используется как для межпартийной борьбы, так и для вмешательства во внутренние дела суверенных государств.

Во многих странах, которые декларируют свою  принадлежность  к западной  цивилизации на первый план выходят проблемы бедности, неграмотности, коррупции и несоблюдения законодательства. Все это не способствует соблюдению прав человека.

Вопрос о соблюдении прав человека поднимается многими политическими партиями, ведущими борьбу за власть.

Стоит отметить, что в Конституциях большинства этих стран содержатся отсылки и упоминания об основных правах человека, но на практике с их реализацией есть большие трудности.

Стоит отметить, что у ислама есть своя точка зрения и  на то, что в западной философии называется «равенством полов».

Ислам исходит из того, что мужчина и женщина отличаются как на физиологическом уровне, так и на психологическом.  Нельзя ставить просто знак равенства между двумя полами, полагая, что они во всем одинаковы.

К тому же права женщины, как индивидуума, так и в обществе детально описаны в Коране и их пересмотр в сторону соответствия западным стандартам означает отступление от предписаний религии.

На Западе капиталисты рассматривали и рассматривают женщин как дополнительную рабочую силу, а политики – как дополнительных избирателей. Именно этими соображениями и продиктована борьба «за права женщин».

Что касается семейного законодательства, то оно в мусульманских странах подверглось определенной реформе. Так, если вопросы полигамии и разводов прежде были частным делом той или иной семьи, то теперь они регулируются официальными государственными судами, которые выносят решения на основании специально принятых для этого законов.
Также законодательно закреплены во многих мусульманских странах права женщин на получение образования, участия в политической жизни, работы в государственных учреждениях, хотя многие консервативные исламские круги не разделяют подобные подходы.

Ислам декларирует уважение человеческого достоинства вне зависимости от религиозной, национальной и расовой принадлежности, но в отличие от западной концепции соблюдения прав отдельного человека настаивает на соблюдении справедливости, которая базируется на соблюдении прав и обязанностей всех членов общества.

Поэтому, например свобода совести в ее западном понимании также не приемлема для мусульман. Если религиозная принадлежность к той или иной религиозной общине (мусульман или Людей Писания)  не подвергается сомнению, то вопрос пропаганды атеизма в мусульманской стране неприемлем так как подрывает устои общества, которые базируются на исламском понятии принадлежности или непринадлежности к Умме и затрагивает интересы всех мусульман.

Таким образом, можно сделать вывод, что права человека в их западном понимании более подчеркивают индивидуализм отдельной личности, тогда как шариат делает акцент на правах общества.

Ильдар Мухамеджанов

Комментарии

Яндекс.Метрика