• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Несбывшиеся мечты османских султанов

Время чтения: 4 мин
3997

Несбывшиеся мечты османских султанов

В XIX веке Османская империя вступила на путь вестернизации и модернизации. Были также разработаны планы по трансформации тогдашней столицы – Стамбула в современный мегаполис. Кое-что из намеченного удалось осуществить, а что-то так и осталось нереализованным.

Некоторые из проектов выглядят как откровенные фантазии и мечты султанов о рае на земле, а другие, напротив, могли  быть реализованы в наше время.

Первый план реконструкции Стамбула разработал в 1839 году прусский генерал Гельмут фон Мольтке, которого султан Махмуд II нанял для создания карты города. Фон Мольтке предложил построить пять широких дорог, которые бы связывали  центр   с побережьем, где располагались древние византийские въездные ворота в город.

Предполагалось, что эти улицы будут шириной в 15 метров с тротуарами по обеим сторонам, на которых будут высажены деревья.

Он также предлагал расчистить пространство вокруг исторических зданий, например, мечетей, и создать ансамбли площадей на европейский манер.

Фон Мольтке справедливо указывал, что хаотичная застройка города создает благоприятную среду для распространения пожаров, так как огонь быстро охватывает нагромождения деревянных домов, а площади «рассекут» сплошные жилые массивы и станут препятствием на пути огня.

Мольтке также предлагал снести деревянные причалы в заливе Золотой Рог и построить вместо них каменные.

Тем не менее, дальше планов дело не пошло, а деятельность Мольтке ограничилась созданием карты города.

Однако необходимость планов по реконструкции  выявил грандиозный пожар, все-таки произошедший в 1865 году и уничтоживший две трети города.

Султан Абдул Азиз и его визирь Кечиси заде Фуат – Паша пригласили с этой целью архитектора барона Хауссмана, который к тому времени прославился своей работой по перестройке Парижа.

Однако его предложение – снести Гранд Базар и мечеть Нур-и-Османие для того чтобы продолжить широкий бульвар прямо от мечети Айя София не нашло у них понимания и проект был отклонен.

Новая попытка «европеизировать» Стамбул была предпринята султаном Абдул Хамидом II. По его указанию посол Османской империи во Франции Салих Мунир-паша обсудил мечты султана о реконструкции с губернатором Парижа. Тот рекомендовал ему главного архитектора парижского муниципалитета Жозефа Антонина Бувара, проектировавшего Всемирную выставку, прошедшую во французской столице в 1900 году. 

Бувар предложил  проект по превращению Стамбула в типичную европейскую столицу.

По разработанному им плану район Баязид должен был стать центром города. Он предложил построить башню, высота которой превосходила бы высоту минаретов мечети Баязида, а на месте медресе при этой мечети построить два высоких здания, в одном из которых располагался бы музей индустрии и сельского хозяйства, а в другом – Национальная Библиотека.

Предполагалось также снести часть жилых домов в этом районе, чтобы на их месте разбить сады во французском стиле.

В районе Султан Ахмет Бувар предложил также разбить парк во французском стиле и соединить сохранившуюся со времен Византийской империи площадь с соседними улицами каскадом ступеней.

Он также запланировал расширить  площадь Султан Ахмет путем сноса одноименной мечети и дворца Ибрагима-паши (в нем в настоящее время находится музей Исламского искусства).

Кроме этого Бувар предлагал построить удлиненную копию моста Александра III в Париже, который он возвел в рамках подготовки к Всемирной выставке, через Босфор, вместо моста Галата.

Султан вначале поддержал планы Бувара. Но после того как были подсчитаны все расходы на строительные работы, стало ясно, что государственный бюджет вряд ли их осилит и план был отложен на неопределенное время.

Свои проекты по реконструкции Стамбула предлагал  и другой французский архитектор – Фердинанд Арнодэн.

Он намеревался соединить азиатский и европейский берега двумя мостами: одним между Ускюдаром и Сарайбурну и другим – между Кандилли и Румелихисари.

По первому должна была пройти железная дорога из Ускюдара к вокзалу Хайдар –паша, что давало возможность путешествовать из Стамбула в Эдирне. 

Второй мост, который Арнодэн хотел назвать «Хамидия» в честь султана Абдул Хамида II так и остался лишь  в проекте.

В данное время Стамбул переживает очередной строительный бум. Древняя столица османов преображается в современный мегаполис, так, что попав в район новостроек и не поверишь, что перед тобой город, возраст которого насчитывает тысячелетия.
Лишь на «исторической миле», которая непосредственно примыкает к площади Султан Ахмед еще можно ощутить дыхание истории. Но и здесь подлинные исторические здания заменяются «новоделами».

Тенденция, однако…

Ильдар Мухамеджанов

Автор: Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle