MEMENTO MORI
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
MEMENTO MORI
Memento mori – известное латинское выражение, переводящееся как «помни о смерти» или «помни, что придется умирать». Это крылатое выражение берет начало еще со времен Древнего Рима. Когда какой-либо полководец возвращался с победой, рядом с ним в колеснице всегда находился раб, который напоминал празднующему свой триумф герою: «Помни о смерти». Несмотря на почести, оказываемые ему, а также восхищение и гордость народа за своего победителя, герою таким образом не позволяли забывать, что его достижения и возвышение среди людей не меняют главного, а именно - он остается таким же, как и все они – смертным созданием. Об этом сказано в 33 главе «Апологетика», Тертуллиана:
«…Ему даже во время его триумфа, когда он находится на возвышеннейшей колеснице, напоминают, что он человек. Ибо к нему сзади привязывают раба, который говорит: Respice post te! Hominem te memento! – Посмотри, кто за тобою; Помни, что ты – человек! И, конечно, то его особенно радует, что он блестит такою славою, что ему нужно напоминать, что он человек».
Подруга жизни, разрушительница наслаждений
В Исламе поминание смерти представляется эффективным средством самовоспитания, ответственности, духовного роста. Человек, осознающий неизбежность и неожиданность смерти, проявляет большую богобоязненность, независимость от переменных условий в принятии решений и в целом большую продуктивность, старательность. Как сказал один философ, «фраза memento mori звучит как убедительный аргумент против легковесных развлечений». Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, также говорил: «Вспоминайте чаще разрушительницу всех удовольствий – смерть». Потому что память о смерти служит лучшим противоядием от опьяняющей разум мирской жизни.
Помимо этого, поминание смерти способствует адекватности в оценке событий, поступков. От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха сказал об этом: «Часто вспоминайте разрушительницу всех наслаждений – смерть! Поистине, если кто-нибудь из вас вспомнит о смерти в трудном положении, оно обязательно покажется ему легким, а если он вспомнит о смерти в легком положении, то оно покажется ему трудным».
Смерть действует на сознание человека таким образом, что для него становится ясным главное и второстепенное, приоритеты выстраиваются в соответствии с их действительной важностью, а не в соответствии с эмоциональным отношением или под влиянием страстей, для человека становятся малозначимыми «жизненные тривиальности», он чувствует освобождение от оков земного, внутреннюю свободу. Потому что он начинает понимать свою ответственность за жизнь, он признает то бремя, которое он должен нести, за которое он должен ответить. Он остро чувствует настоящее, он бережлив в отношении ко времени, потому что знает, что смерть может наступить в любой момент и откладывание на завтра, до пенсии или до лучших времен – нелепо.
Осознание смерти – это освобождение от психологических цепей, в которые заключает нашу душу мирская жизнь. То, как живет раб мирского, и то, как живет раб Всевышнего – разница как между мертвым и живым.
Смерть - это возможность понять, как иллюзорны и бесполезны слава, почет, имущество, имя среди людей, на которые мы тратим жизнь, но которые . Ничто из этого не способно облегчить отчет человека в могиле, в его будущей жизни. Если только не усложнить его отчетом о том, как он поступал со всем этим: как он пользовался имуществом, гордился ли своим добрым именем, творил ли напоказ или искренне ради Аллаха и тому подобные вопросы, которые обращены к главному – сердцу человека, его намерениям.
Преуспеют те, кто очистился, преуспеют те, кто предстанет с непорочным сердцем. Смерть – это кислота, сжигающая налет мирского на сердце: например, долгие надежды, привычка полагаться на помощь других, или любовь к тому, что он вынужден будет покинуть вместе с жизнью. Память о смерти будто держит сердце на поводке, не давая ему отдалиться от Аллаха, от служения Ему и искания Его довольства.
Однажды Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Кто является из верующих самым умным?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил на это: «Тот, кто чаще других вспоминает о смерти и готовится к тому, что будет после нее. Они и есть умные!»
В кодексе японских самураев, следующих «пути воина», одна из заповедей звучала следующим образом: «Каждый вечер освежай свой ум мыслями о смерти. Воспитывай свой разум. Когда твоя мысль будет постоянно вращаться вокруг смерти, твой жизненный путь будет прям и прост. Твоя воля выполнит твой долг, а твой щит станет непробиваем». Жизнь верующего – тот же путь борьбы. И поминание смерти – это точилка меча верующего, которым он сражается на своем пути.
Подготовка к смерти – это выбор. Это значит выбирать те слова, которые угодны Аллаху; те поступки, которые любимы Им; тот путь жизни, который одобряется Всевышним; те мысли, за которые не стыдно перед Ним. Чтобы не готовиться, достаточно быть безынициативным и просто плыть по течению повседневности. Один имам говорил, что тот, кто часто вспоминает о смерти, наделяется тремя благами: скорым покаянием, смирением сердца, усердным поклонением. Тот же, кто забывает о смерти, наказывается тремя вещами: откладыванием покаяния, недовольством своего удела, ленью в поклонении».