Реклама

Расцвет арабо-мусульманской культуры

Первые следы арабо-мусульманской культуры в Закаталах

Первые следы арабо-мусульманской культуры в Закаталах

Багдадский халифат уже в VII веке включал в себя Ирак, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, а позднее страны Средней Азии и Волжскую Булгарию. На колоссальной территории халифата, мощной объединяющей силой которого стал Ислам, возникла новая культура, достигшая небывалого расцвета в IX-XI вв.

Средневековая арабо-мусульманская культура стала сложным явлением, которое включало в себя и наследие античности, и творчество арабских деятелей, и неизмеримый вклад народов Средней Азии и Средиземноморья. Мусульманский (арабский) язык во всех исламских странах имел то же значение языка официальной переписки, литературы и религии, что и латинский в Западной Европе.

Период расцвета культуры Ислама характеризуется бурным подъемом во всех науках, которые были доступны человеческому разуму той эпохи. Получение светского образования, развитие искусства, знаний и техники были одними из требований Ислама с его самых первых шагов.

Даже во время упадка Европы и Дальнего Востока в мире Ислама расцветали математика, философия, астрономия, лингвистика, врачебное и ораторское искусство. Язык арабов подарил миру великолепные памятники поэзии и прозы. Это была эпоха создания блестящих философских книг и трактатов как в области точных, так и в сфере гуманитарных наук. Как справедливо утверждают современные историки и философы, Европа в то время следовала за Востоком, "как послушная ученица".

Значение трудов мусульманских ученых для мировой культуры было неоценимо. Достаточно учесть, что средневековая Европа узнавала греческих философов, переводя их труды на латынь с арабского. Более того, в XII-XIII вв. с распространением в Европе и остальном мире бумаги, привезенной арабами, главные работы арабо-мусульманских математиков, медиков и музыковедов были переведены и стали основой европейской науки Средневековья.

Выдающиеся академики-востоковеды называли эпоху расцвета мусульманской культуры "Восточным Ренессансом" – предшественником Западного Ренессанса.

История арабской письменности

Мусульманский алфавит (арабица) состоит из 28 букв, каждая из которых, кроме буквы алиф, обозначает один согласный. Слова пишутся справа налево.

Арабское письмо произошло от набатейского, восходящего к финикийскому письму. В результате мусульманский алфавит содержит в себе все буквы арамейского, а также буквы, которые отражают специфические арабские звуки: ха, са, заль, за, дад и гайн.

Арабская каллиграфия

Самым исламским из всех видов искусства считается каллиграфия, где главными выразительными средствами являются мусульманские надписи. Искусство арабской каллиграфии получило особенное развитие во многом из-за запрета на изображение Всевышнего Создателя, Посланника его Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) и живых существ.

Каллиграфия почитается в арабо-мусульманском мире как средство, призванное сохранить и распространить божественное послание, заключенное в священном Коране.

Islam-today

Home