Булгары в Татарстане

Земля булгар – далеких предков современных татар – сегодня превратилась в мусульманскую святыню и место паломничества. Если плыть к ней, то уже с Волги видны силуэты белокаменных построек, которые навевают образы роскошных восточных дворцов и мечетей, когда-то украшавших Великие Булгары.

Город, возникший в IХ-Х вв., являлся экономическим, культурным и политическим центром Волжской Булгарии. Сюда в 922-м году прибыли послы из Багдада, и местные жители – тогда еще язычники – приняли Ислам. Существует легенда, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отправил троих сподвижников в Волжскую Булгарию. Они прибыли в Булгар под видом врачей, исцелили многих больных, в том числе и дочь хана, и впервые на этой земле прочитали проповедь.

Три года сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) строили мечети и распространяли исламское вероучение. А один из них остался в Булгаре и женился на исцеленной дочери хана Туй-бике.

Как свидетельствуют установленные данные, булгары приняли Ислам во времена правления халифа Аль-Муктадира. Известны следующие строки: «Булгары жили в едином мусульманском государстве. И стали они мусульманами при Муктадире».

Принятие Ислама укрепило государственность в Булгарии, а также помогло в развитии городов и установлении дипломатических отношений с исламскими странами, наиболее развитыми в то время в мире. Так были созданы предпосылки для обмена научными и культурными достижениями между этими странами и Булгарией.

К сожалению, Булгар не обошли печальные события: в 1236 году монголы разрушили и сожгли великий город. Однако Булгары в Татарстане снова возрождаются и, возможно, когда-нибудь достигнут былого величия.

Булгар – это сакральное место и центр притяжения всего татарского народа. Каждый год тысячи татар со всех уголков России приезжают сюда на Великий Жиен (собрание).

Казанское ханство

В середине 15 в. родилось Казанское ханство, все население которого делилось на потомков булгар и пришлых татар-кипчаков. Культура, письменность и религия были позаимствованы у Волжской Булгарии и Золотой Орды.

Здесь была широко распространена письменность, основанная на арабском алфавите, который появился в Булгарии еще в 10 в. Дети получали образование в мектебе и медресе – начальных и средних школах. Также успешно работали медресе высшей школы, например, медресе сеида Кул-Шарифа. В основном грамоте учились представители высшего чиновничества и духовенства. Однако и среди простых горожан и сельчан она также была распространена.

Величие Казани подчеркивала цитадель города, окруженная высокими стенами – «царский двор». Здесь располагался ханский дворец, основные мечети и мавзолеи правителей. Культовым сооружением города была великолепная мечеть Кул-Шариф, богато украшенная и имеющая 8 минаретов. После взятия Казани Иваном Грозным в 1552 г. на ее месте возвели церковь Киприана и Устиньи.

Высшей знатью в то время являлись богатейшие беки и эмиры, главными землевладельцами – уланы и мурзы, которые за свои привилегии должны были служить в войсках эмиров.

Казанское ханство процветало до середины 16 в. Осенью 1552 года войско Ивана Грозного завоевало Казань и все ханство. Это событие предопределило дальнейшее развитие татарского этноса и исламской религии на целых 500 лет.

 

Home