• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Проблема загрязнения окружающей среды в хадисах Пророка Мухаммада (ﷺ)

Время чтения: 4 мин
9467

В эпоху глобализации нарастает не только экономическая связь между странами, но и проблемы становятся общими. Одна из самых животрепещущих и не терпящих отлагательства проблем, стоящая перед человечеством – экологическая: загрязнение Мирового океана, повышение радиационного фона, исчезновение целых видов животных и птиц... Как много уже об этом сказано, но увы, как мало сделано. Ежедневно наша Планета загрязняется отходами и выбросами. Человечество стремительно идет к самоуничтожению…


В хадисах Пророка Мухаммада (ﷺ) отражены постулаты, которые помогают сохранить этот прекрасный мир, созданный Всевышним Аллахом, в гармонии. Они удивительно просты, но в них кроется нескончаемая мудрость: бороться нужно за, а не против! За чистоту воды, воздуха, земли, за сохранение животных и птиц, за восстановление  природных ресурсов! Например, посланник Творца завещал посадить дерево, даже если в этот момент наступит День воскресения: «Если наступит Час (Судный день) и в руке одного из вас будет находиться росток, то если сможет, пусть посадит его». Этот хадис показывает, что человечество ни на минуту не должно забывать о том, что одна из важнейших задач, стоящих перед нами, – бережное отношение к творениям Аллаха, ибо в День Воскрешения с каждого будет спрошено за каждое его деяние.


Более того, даже за малейший наш вклад в сохранение природы, Всевышний обещает великое вознаграждение! По этому поводу Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Если какой-нибудь мусульманин посадит дерево или посеет что-нибудь, а затем птица, человек или животное съест (что-то из посеянного или посаженного им), это непременно зачтётся ему как садака».


Если раньше охота являлась способом добычи еды, то сейчас это стало своего рода развлечением. По этому поводу хадис Пророка Мухамада (ﷺ) гласит: «Кто просто так убил воробья, в Судный День будет держать ответ перед Аллахом!». Сподвижники спросили: «А что можно делать с ним?» Пророк (ﷺ) ответил: «Убить лишь для того, чтобы поесть, а не просто отрубить голову, а затем его выбросить (то есть убивать ради забавы)».


Наоборот, мы должны прилагать все усилия на то, чтобы сохранить каждый вид животных, птиц, насекомых. Ведь это творение Аллаха и оно создано не просто так, у каждого есть свое предназначение. Если исчезает один вид, то нарушается цепочка питания, что вследствие приводит к дисбалансу в природе. Посланник Аллаха (ﷺ) поведал следующее: «В давние времена некий путник сильно захотел пить. Он нашел колодец, спустился вниз, напился воды и вышел. Вдруг видит, как навстречу, высунув язык, бежит собака. Жажда настолько мучила ее, что она лизала сырую глину. Путник сказал самому себе: «Эта собака, так же, как и я, сильно хочет пить». Подумав об этом, он спустился в колодец, наполнил свою обувь водой и, держа в зубах обувь с водой, поднялся наверх и напоил собаку. Поступок путника понравился Аллаху, Он был доволен им и простил все его прегрешения».Также Пророк (ﷺ) привел такую историю: «Некая женщина закрыла кошку в глухой комнате, отчего бедное животное умерло. За этот жестокий поступок женщина попала в Ад, где ее постигло наказание. Ибо  закрыв кошку и не дав ей ничего съедобного и даже возможности искать еду самой,  она подвергла животное мучительной смерти.


Пророк Мухаммад (ﷺ) всегда говорил о необходимости бережного отношения к природным ресурсам и остерегал людей от чрезмерности. Например, когда Посланник Аллаха (ﷺ) проходил мимо Сагда ибн Абу Ваккаса, совершающего омовение,то сказал: «Что это за расточительство, о Сагд?». Тот спросил: «А разве может быть расточительство в омовении?!». Пророк (ﷺ) ответил: «Да, если даже будешь на берегу текущей реки».

Посланник Аллаха (ﷺ) сам чинил свою обувь и предпочитал восстановить то, что у него есть, не стремясь к обновкам без необходимости. Сейчас же общество потребления живет точно по противоположному сценарию!
Ислам призывает мусульман содержать в порядке все вокруг. Даже если на дороге лежит то, что мешает людям ходить, необходимо убрать это. Пророк (ﷺ) сказал: «…устранение тобой с пути того, что причиняет вред людям, есть милостыня (садака)».
Если подумать, то человек за всю свою жизнь не в силах создать даже подобие того, что создано Аллахом. Так убережем же нашу колыбель и удостоимся райских садов, аминь!

                                                                                                                                                                                     Гульшахида Хакимова

Социальные комментарии Cackle