Требуется противоядие
В последнее время в медиа-пространстве одним из самых часто упоминаемых слов является слово «джихад» и его производные. Это понятие используется в качестве важнейшего элемента в процессе зомбирования вербовщиками экстремистских течений их потенциальных жертв. Обязанность вести джихад навязывается настолько настойчиво, что превращается в некое заклинание, отключающее способность человека мыслить критически. В результате, человек выкладывает в данном случае, не все содержимое своего кошелька, как это происходит при контакте с цыганскими магинями в духе «позолоти ручку», но готов отдать свою жизнь ради фальшивых идеалов. Так что там, где действуют мастера хакинга человеческой психики, цыганки вообще смущенно топчутся в сторонке.
Умение психо-хакеров разводить своих слушателей – это половина беды. Можно предположить, что религиозная неграмотность жертв – вторая половина беды. Не секрет, что ряды экстремистов пополняются на счет неофитов с горящими, точнее подожженным извне нездорово горящими взорами. Однако имеется еще одна составляющая, которая исправно служит делу объединения экстремистов всего мира, вовлекая в их ряды людей, которые не поленятся почитать соответствующую религиозную литературу, чтобы выяснить свои обязанности касательно джихада.
Признаем, что для такого ознакомления имеется масса возможностей. Например, возьмем тему джихада, нашедшую отражение в вопросе об «отменяющих» и «отмененных» аятах Корана. Данная тема побудила мусульманских богословов глубоко изучить это направление коранистики, что нашло отражение как в составленные ими тафсирах Корана, так и в книгах по правовым нормам и шариату вообще. Всех их трудно перечесть, да и не требуется. Скажем только, что позднее, по следам этих трудов были написаны многочисленные комментарии и разъяснения в виде отдельных книг или же специальных разделов и глав в трактатах более широкого тематического диапазона. Возьмем, например, работу одного из ныне здравствующих богословов-коранистов Нур-ад-Дина Итра «Улуюм аль-Куран».
Рассматривая вопрос об ошибках своих предшественников, которые они допустили касательно определения т.н. «отменяющих» и «отмененных» аятах Корана, упомянутый автор со знанием дела пишет: «Самым известным и ярким примером такой мнимой «отмены» является причисление, так называемого, «аята меча», устанавливающего обязательность джихада, к категории «отмененный» из-за якобы «отменяющего» его другого аята – аята «Прояви снисходительность, вели творить добро и отвернись от невежд» (7:199)».
Обратите внимание, что автор характеризует «аят меча» (9:5), как аят «устанавливающий обязательность джихада». Но это лишь начало. Читаем его работу дальше:
«Данное утверждение [т.е. причисление «аята меча» к разряду «отмененных», – А.Х.] неприемлемо, так как аят о джихаде и применении силы относится к случаю ведения войны, а другие аяты повелевают совершать добро и быть благонравным в случае мира. Каждый из этих аятов связан с соответствующими конкретными обстоятельствами, поэтому их нельзя относить к категориям «отменяющий» или «отмененный».
С точки зрения «чистой» экзегетики здесь придраться не к чему: ученый, как говорится, «все разложил по полочкам»:
- «утверждение [толкователей Священного Писания об «отмененности» «аята меча»] неприемлемо», ибо
- «аят о джихаде и применении силы относится к случаю ведения войны», тогда как
- «другие аяты повелевают совершать добро и быть благонравным в случае мира».
Все правильно: есть случаи, когда правильно вести джихад, и есть случаи, когда джихад неуместен, когда ислам, напротив, требует налаживания мира и добрососедства.
Однако такие интеллектуальные построения хороши для тихой аудитории какого-нибудь медресе, учащиеся которого в спокойной обстановке заняты скрупулезным трудом по обретению религиозных знаний. Однако, когда речь идет о ситуации массового психо-лингво-нейрологического воздействия на сознание людей со стороны злонамеренных «борцов за веру», такие выкладки в слегка измененном или в обрезанном виде могут быть использованы в качестве детонатора, взрывающего не только жизнь несчастной жертвы, но и тех, кто оказался рядом.
Стоит ли удивляться тому, что после ознакомления с выкладками этого или любого другого признанного ученого, читатель будет вынужден признать, что джихад – это религиозная обязанность мусульманина, фард, одним словом? В результате такой человек превратится в своего рода плодородную почву для того, чтобы в ней проросли и дали буйные семена экстремизма. Лишь дайте ему оружие, ведь он уже готов пасть в священном джихаде, дабы обрести место в небесной обители, как ему было обещано в сети. Разве не это происходит во многих частях многострадального мусульманского мира?
Следует также учитывать, что джихад давно уже стал своеобразной игрушкой в руках богословов, обслуживающих интересы Запада. Достаточно вспомнить недавнюю фетву от саудовских муфтиев, объявивших джихад против России, или фетву от Кардави, который также призвал мусульман к джихаду против нашей страны. В обоих случаях причиной для призыва стали удары ВКС РФ по экстремистам, окопавшимся в Сирии. Хочется спросить, этих «знатоков» ислама почему они не призвали объявить джихад против стран Запада, которые уже давно воюют не только в Сирии, но превратили в руины почти весь мусульманский Ближний Восток?
Не пришло ли время для адекватной части мусульманского богословского корпуса дать четкие разъяснения о сути, содержании и предназначении джихада, избегая при этом изысков эгоистичного и лукавого буквоедства? Нужны простые и понятные разъяснения, а также их целенаправленное продвижение и массовое распространение в медиа-пространстве в качестве противоядия, дабы с соизволения Всевышнего, спасти тех, в кого уже проникла или только начинает проникать губительная отрава т.н. «джихадизма»?
Айдар Хайрутдинов