• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Особенности мусульманской семьи (очень подробно), часть 3

Время чтения: 5 мин
3965

6. Члены мусульманской семьи всегда должны работать над собой, углублять знания и стараться улучшать свои нравственные качества.

Правила Ислама требуют, чтобы мусульмане старались постоянно повышать свой моральный и нравственный уровень, улучшать свое материальное положение.

Разумеется, родители должны давать детям свои советы. Но воспитание, в первую очередь, должно быть основано на личных примерах. Если один из родителей употребляет спиртные напитки, нарушает религиозные законы и не выполняет повелений Аллаха, он не может служить примером для собственных детей. Его слова могут оказывать воздействие на детей на первоначальном этапе, когда те еще малы и считают своих родителей безгрешными и самыми совершенными людьми на свете. Но со временем дети учатся отличать зерна от плевел, белое от черного.

Сначала родители сами должны тщательно изучить предписания Ислама, руководствоваться ими в своей повседневной жизни, пять раз в день совершать обязательные намазы (молитвы). Благородный Мухаммад (салляллаху алейхи васаллям) всех своих сподвижников и членов семьи обучал на собственном примере всему, что касалось даже повседневной жизни. Абу Саид аль Худри (радыяллахуанх) рассказывал следующее.

«Как-то Пророк (салляллаху алейхи васаллям) проходил мимо юноши, который разделывал зарезанного барашка. Увидев, как молодой человек неуклюже это делает, он приказал ему:

– Отойди в сторону, я тебе сейчас покажу, как это делается!

Он настолько быстро просунул руку между туловищем и шкурой, что рук не стало видно. После этого Пророк (салляллахуалейхивасаллям) сказал молодому человеку:

– Эй, юноша! Снимай шкуру вот таким образом!» (Ибн Маджа.Забаих, 6)

В биографии Мухаммада (салляллахуалейхивасаллям) можно встретить множество таких случаев, когда он на личном примере воспитывал и обучал своих сподвижников. Всем известно, что такой метод является самым эффективным и результативным по силе воздействия. Невозможно говорить об успехе, если в процессе воспитания не уделяется должное внимание личному примеру. Сподвижники, которые во всем шли по благородным следам Мухаммада (салляллахуалейхивасаллям), в процессе воспитания и обучения всегда использовали его методы и способы.

При изучении жизни великих праведников можно наблюдать, как они воспитывали своих учеников на личном примере. Требуя от своих учеников выполнения чего-либо, сами они совершали это в большем объеме. Тщательнее, чем их ученики, они соблюдали все предписания Ислама, избегая совершения даже малейших прегрешений. Всем тем, кто в наши дни занят воспитанием людей и наставлением их на истинный путь Ислама, тоже нужно быть во всем примером.

Поощряя нас к искреннему и самозабвенному изучению наук, Мухаммад (салляллахуалейхивасаллям) всегда говорил:

«Кто будет стремиться к знаниям, Господь облегчит для него дорогу в райские сады. Небесные ангелы будут очень довольны им и поэтому начнут простирать над ним свои крылья. Все сущее, живущее как на небесах, так и на земле, даже рыбы в морях, станут просить Аллаха простить прегрешения ученого. Превосходство ученого над отшельником подобно превосходству луны над звездами. Воистину, ученые являются наследниками Пророков. Но Пророки не оставляют в наследство золото и серебро. Они оставляют за собой лишь знания. И тот, кто получит это наследство, тот получил очень многое». (Тирмизи. Ильм, 9)

В Коране сообщается, что полезные знания придают человеку некие качества, возвышающие его перед Всевышним. В суре «аз-Зумар» эта истина ясно проглядывается. В ней говорится:

«Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, понимают назидание только обладающие разумом». (Сура Аз-Зумар, 39/9.)

Сура, в которой находится этот стих, начинается со слов: «Мы ниспослали эту Книгу в Истине тебе, а потому Аллаху поклоняйся и в этой вере искренность блюди».(Сура Аз-Зумар, 39/2) Далее сообщается о сотворении небес и земель, о чередовании дней и ночей, о движении светил и звезд, о сотворении человека и о существовании Господа – Творца всего сущего. Если вдуматься в смысл этих стихов, то душа ощутит Божественное присутствие и переполнится любовью к Создателю всего этого. Затем в суре говорится о познании Аллаха и об особенностях поклонения, приводится различие между ученым и невеждой, между тем, кто познал Аллаха, и тем, кто еще пребывает в духовной тьме.

Нельзя упускать из виду, что Ислам является такой религией, предписания которой касаются не только вечной жизни, но и земной. Некоторые мусульмане ограничиваются изучением только религиозных наук, обучаются чтению Корана, правилам омовения и совершения намаза, но при этом совсем не уделяют внимания современным наукам. Но таким образом невозможно достичь гармонии и совершенства, ибо, стараясь обрести блага вечной жизни и пренебрегая знаниями этого мира, люди нарушают вселенские законы. Законы Аллаха, положенные в основу всего сущего, предполагают такой образ жизни и поведение индивида, при котором эта жизнь является подготовкой к той, вечной жизни.

Ограничение в мирских радостях, разумеется, дозволенных, противоречит принципам Ислама. В качестве примера хотелось бы привести следующие аяты Корана, в которых Всевышний Аллах повелевает:

«Мы даровали ему добро в мирской жизни, а в Последней жизни он будет в числе праведников». (Сура Ан-Нахль, 16/122)

«Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире!» (Сура Аль-Касас, 28/77)

В силу этого, учитывая научно-технический прогресс и последние достижения техники, детей нужно с ранних лет обучать работе с компьютером, отдавать на курсы иностранных языков. Желательно также, чтобы дети посещали спортивные кружки, ибо это поощрялось самим Мухаммадом (с.а.в.): «Есть три занятия, за которые ожидается награда: соревнование на верблюдах, на конях и стрельба из лука».(Тирмизи.Джихад, 22.)

Нельзя ограничиваться обучением детей в медресе и на курсах по обучению чтению Корана. Необходимо поощрять детей к получению высшего образования, заниматься научной деятельностью. Могущество Аллаха можно познать, только осознав безграничность нашей Вселенной, и только благодаря науке можно воскликнуть «Субханаллах», подобно некоторым ученым.

Социальные комментарии Cackle