Образец преданности вере - Умму Хабиба (радыяллаху анха)
Умму Хабиба (радыяллаху ‘анха) стала прекрасным примером непревзойденного терпения в вере, преданности и непоколебимости… Ее жизнь полна назидания… Женщина, которая перенесла из-за своей веры бедность и одиночество, не покорившись своим родственникам-многобожникам и мужу-муртаду (вероотступнику)… Счастливица, удостоившаяся чести заочно стать женой Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), когда, спасая свою веру, находилась в Эфиопии… Женщина, ставшая причиной потепления отношений мусульман с Курайшитами…
Она родилась в Мекке за семнадцать лет до начала пророческой миссии. Ее звали Рамла. Ее отцом был старейшина Курайшитов Абу Суфьян ибн Харб, а матерью Сафийа бинт Абу аль-‘Ас. Умму Хабиба – дочь тети благородного ‘Усмана, сестра Муавийи (радыяллаху ‘анхума).
Она была из числа первых мусульман. Когда она приняла Ислам, ее отец и мать оставались многобожниками. Поэтому ей приходилось вести непримиримую борьбу в своей семье, сохраняя свою веру. Она в одиночку противостояла всем притеснениям и угрозам со стороны родственников, но ни на шаг не отступала от своей веры.
Ее первым мужем стал сын дяди Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Убейдуллах ибн Джахш. Он принял Ислам вместе с ней. Когда же гонения Курайшитов стали невыносимыми, они вместе со второй волной переселенцев уехали в Эфиопию. В этой стране, которой правил Наджаши, они смогли обрести свободу веры. Вскоре у них родилась дочь, которую назвали Хабиба. Теперь вместо «Рамла» ее стали звать «Умму Хабиба». Под этим именем она и стала известной.
Однажды во сне Умму Хабиба (радыяллаху ‘анха) увидела своего мужа, лицо которого было черным. Она не хотела искать толкование этого сна, но поняла, что с ее мужем скоро что-то произойдет. Когда наутро она встала, муж сказал ей:
«О Умму Хабиба! Я глубоко изучил все религии и стал христианином. И ты тоже стань христианкой, как и я!» И добавил, что если она сделает, как он велит, они скоро разбогатеют.
Но Умму Хабиба (радыяллаху ‘анха) не придала его словам никакого значения, ответив, что не отступит от своей религии, даже если на всю жизнь останется нищей или ей станут угрожать смертью. Потом она рассказала ему о своем сне и сделала заключение: «Клянусь Аллахом, с тобой нет блага». Не испытывая ни малейшего сомнения, Умму Хабиба потребовала у мужа, променявшего веру на материальное благополучие, немедленный развод.
Так Умму Хабиба (радыяллаху ‘анха) осталась с ребенком одна, в тысячах километрах от своей родины. Муж дал ей развод и теперь с жестокостью наблюдал, когда она умрет от нищеты. Но этот глупец не понимал, что Всевышний Аллах не оставляет в беде никого, кто уповает на него и ищет Его поддержки. Аллах, Милостивый и Милосердный, не оставил Умму Хабибу (радыяллаху ‘анха) в беде. А ее муж умер раньше нее.
Умму Хабиба (радыяллаху ‘анха) так и жила одна. Однажды во сне она услышала голос, который звал ее: «О Мать Правоверных!» Проснувшись, она поняла, что ей суждено стать женой Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Она стала ждать, пока пройдет необходимый после развода срок, и никому ни о чем не говорила.
Гордость вселенной (салляллаху алейхи ва саллям) проявлял искреннюю заинтересованность жизнью и положением своих сахабов. Получая сведения от них, он старался оказать каждому посильную помощь, беря под свое крыло каждого, кто в ней нуждался. Ему стала известна история этой женщины. Обрадованный тем, что она не отступила от веры перед соблазном материальных благ, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) захотел вознаградить ее за победу в этой борьбе за веру, сделав матерью всех правоверных и своей женой. Он написал Эфиопскому правителю Наджаши два письма и в седьмом году хиджры отправил их с Амром ибн Умаййа.
В одном письме он призывал Наджаши к вере, в другом сообщал о женщине по имени Умму Хабиба, которая переселилась в его страну, и на которой он собирался жениться. Он просил заключить этот брачный союз заочно и отправить Умму Хабибу с возвращающимися мусульманами в Медину.
Вот посол, направлявшийся из Медины в Эфиопию, вышел в путь. Он добрался до дворца Наджаши и передал ему оба письма. Наджаши принял посла, взял письма и начал читать. Его лицо озарилось светом. Ведь он уже встречался с Джафаром ибн Абу Талибом, который говорил с ним о мусульманах и об Исламе. Произнеся слова свидетельства единобожия, он стал мусульманином.
Выполнив первую просьбу Солнца обоих миров (салляллаху алейхи ва саллям), Наджаши приступил к выполнению второй. Он послал к Умму Хабибе (радыяллаху ‘анха) свою служанку с письмом, в котором говорилось: «Мне велено выдать вас замуж за Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Назначьте человека, который мог бы стать вашим поручителем». Эта весть очень обрадовала Умму Хабибу (радыяллаху ‘анха). Она сняла со своих рук серебряные браслеты и подарила их служанке, которая принесла письмо. Она сразу забыла о тех невзгодах, которые пережила за это время, воздала хвалу Всевышнему Аллаху и назначила Халида ибн Саида своим поручителем.
Наджаши собрал к себе мусульман и обратился к ним с речью, выполняя возложенное на него Посланником Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) поручение. Потом они заключили соглашение с Халидом ибн Саидом (радыяллаху ‘анху) и объявили, что Умму Хабиба (радыяллаху ‘анха) выдается замуж за Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) с условием выплаты махра в четыре сотни дирхемов.
Этот счастливый брак был заключен в седьмом году хиджры. Наджаши приготовил для Умму Хабибы (радыяллаху ‘анха) приданое и на следующий день, усадив ее вместе с остальными мусульманами на корабль, проводил в путь. Достигнув суши, мухаджиры пересели на верблюдов и вскоре добрались до Лучезарной Медины. Их встретили радостно и восторженно. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сразу же разместил Умму Хабибу (радыяллаху ‘анха) в отведенной для нее комнате.
Воздаяние за свое терпение, честность и непоколебимость в вере Умму Хабиба (радяаллаху ‘анха) получила еще при жизни. Она стала матерью всех правоверных. Обрела счастье, которое заставило ее забыть все пережитые беды и невзгоды. Став женой Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), она прожила с ним в мире и счастье четыре года.
Желая быть достойной и благодарной за такое великое благо, Умму Хабиба (радыяллаху ‘анха) старалась во всем угодить Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), быть с ним внимательной и предупредительной. Всю себя отдала любви и служению ему. Старалась стать лучше и совершеннее, чтобы заслужить его любовь и расположение, касалось ли это ее мировоззрения, поведения, манер или даже тона. Трепетно относилась к тому, что нравилось ему, проявляя уважение даже к вещам, которыми он пользовался. И это проявлялось во всех ее поступках и словах. Старалась не делать ничего, что могло бы нарушить его покой или не понравиться ему, присутствовал ли он при этом или нет, касалось ли это его самого или того, что принадлежало ему. Разговор, который произошел у нее с отцом, раскрывает всю тонкость ее понимания этого и является для нас назидательным примером. А произошло вот что.
После договора в Худайбийе, заключенного с Посланником Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), многобожники Мекки преступили против одного его пункта. Но потом их объял страх, ибо они не ожидали, что это может стать причиной, по которой мусульмане могут начать войну. Поэтому они захотели обновить соглашение. И послали для этого в Медину своего старейшину Абу Суфйана.
Тогда он еще не был мусульманином, но являлся Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) тестем. Он был отцом Умму Хабибы (радыяллаху ‘анха), а потому надеялся, что если в этом вопросе его никто не поддержит, то дочь поможет ему встретиться с Посланником Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). С таким расчетом он прибыл в Медину.
Прежде всего, он встретился с Абу Бакром и ‘Умаром (радыяллаху ‘анхума). Но они отказались поддержать его. Опечаленный, он постучался в дверь своей дочери. Увидев перед собой отца, Умму Хабиба (радыяллаху ‘анху) на мгновенье растерялась. Она не знала, впускать ли его в дом или нет. Она вдруг вспомнила все зло, что причинил ее отец мусульманам. Как она должна была вести себя с отцом, который был врагом Ислама? Ведь все это имело место. Он был ее отцом, но был многобожником. Пока эти мысли вертелись в ее голове, чувства взяли над ними верх, и она пригласила отца войти. Ведь, как бы то ни было, он был ее отцом.
Абу Суфьян очень устал. Ведь он проделал долгий и изнурительный путь. Он захотел сесть на тюфяк, лежащий на полу, но его дочь не позволила ему сделать это. Так как на этом тюфяке всегда сидел Гордость вселенной (салляллаху алейхи ва саллям), она не могла позволить, чтобы на него садился язычник, пусть даже ее отец. Абу Суфйан не мог понять, что означает ее поведение, и даже немного разозлился на дочь:
«Я не понял, доченька. Ты что, тюфяк от меня охраняешь или меня – от тюфяка?»
Умму Хабиба (радыяллаху ‘анха), доказывая, что прекрасно осознает свои действия, дала ему полный назидания ответ:
«Отец! Это тюфяк Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Ты не заслуживаешь сидеть на этом благословенном месте. И я не могу позволить многобожнику сидеть на тюфяке, на котором сидит Посланник Аллаха».
Абу Суфьян был крайне удивлен преданности дочери ее религии, ее любви к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и уважению даже к его вещам. Что же это была за любовь? Проявление уважения даже к его вещам… Что все это могло означать? Как такое могло быть возможным?.. Он не мог понять, как можно проявлять уважение даже к вещам Посланника. Это обидело его, и он сказал:
― Ты очень изменилась, доченька. Похоже, что тебя коснулось какое-то зло.
― Нет, отец, зло не коснулось меня, напротив, Аллах вывел меня к свету Ислама. Ты же продолжаешь поклоняться высеченным из камня и дерева идолам, которые не слышат и не видят тебя. И как только такой дальновидный и умный человек, как ты, может до сих пор пребывать в мраке неведения, оставаясь вдали от света Ислама, – ответила она.
Абу Суфьян еще больше рассердился на эти слова дочери:
― Неужели ты считаешь, что я оставлю религию своих отцов и последую за религией Мухаммада? – и в гневе удалился из ее жилища. Но в будущем ему было суждено признать ее правоту. Поверить в истинность этих чувств. И ему, когда он удостоился озарения светом Ислама, предстояло радоваться преданности своей дочери и тому уважению, с которым она относилась даже к вещам Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям).
Какая преданность вере в Аллаха и Его Посланника!.. Какая любовь!.. Какое уважение!.. Не признание равным раба Аллаха многобожнику, пусть он даже будет отцом или близким родственником – это и есть самый назидательный пример преданности в вере…
Умму Хабиба (радыяллаху ‘анха) обладала характером возвышенным и благородным. Ее любовь, преданность и привязанность к Гордости вселенной (салляллаху алейхи ва саллям) проявлялась везде, всегда и во всем. Она вела жизнь истинно верующей женщины. Ее замужество стало причиной потепления отношений Абу Суфьяна и его народа к Исламу.
В день их свадьбы Солнце обоих миров (салляллаху алейхи ва саллям) прочитал ей следующий аят:
«Быть может, Аллах решит установить дружбу меж вами и теми, с кем вы враждуете. Ведь Аллах – могущественный, Аллах – Прощающий, Милосердный» (аль-Мумтахина, 60/7).
Замужество Умму Хабибы (радыьяллаху ‘анха) стало семенем любви, которое было заронено в сердце Абу Суфьяна и среду Курайшитов. Благодаря ему между мусульманами и Курайшитами была протянута сближающая нить.
А в день взятия Мекки пришло время пожинать плоды этой любви и близости. В мыслях и настроениях Курайшитов, в которых всегда преобладала грубость и жестокость, почувствовалось некоторое смягчение. Лед раскололся и тронулся. Злоба, ненависть и холодность уступили место любви. В отношениях начали возникать близость и теплота. Мекка была взята без кровопролития. Абу Суфьян и самые авторитетные люди из Курайшитов приняли Ислам. Таким вот было терпение Умму Хабибы (радыяллаху ‘анха) во имя ее веры, такой была ее непоколебимость и преданность, и такими прекрасными – плоды.
Известно, что она заучивала и передавала хадисы Досточтимого Посланника (салляллаху алейхи ва саллям). Говорится, что она передала от 30 до 65 хадисов. Вот три из них:
* «Если бы я не боялся обременить свою умму, то повелел бы чистить зубы мисваком перед каждым намазом».
* «Любая речь человека, обернется против него, если только он не повелевает благое, или не остерегает от пагубного, или не поминает Аллаха».
* «Для каждого, кто, кроме обязательных намазов, совершает в день двенадцать рак’атов нафиль-намазов, в Раю будет построен дом».
Умму Хабибе (радыяллаху ‘анха) были свойственны мягкость и деликатность. В 44 году хиджры, когда у власти был Муавия, она заболела. Она позвала к себе Умму Саляму и Айшу (радыяллаху ‘анхума), которые тогда еще были живы, и обратилась к ним:
«Быть может, между нами происходило что-то, что случается между любыми женщинами. И если что-то было не так, прошу вас простить меня и делать ду’а о моем помиловании».
Айша (радыяллаху ‘анха) ответила на это, что все простила и непременно будет молиться за нее. Тогда Умму Хабиба (радыяллаху ‘анха) сказала: «Ты успокоила меня, пусть же Аллах успокоит и тебя».
Она оставалась такой же любящей, искренней и учтивой даже в самые последние мгновения своей жизни. Она стремилась быть тактичной и благонравной всегда. И, уходя в мир иной, сохранила эту глубину восприятия и тонкость обхождения.
Умму Хабиба (радыяллаху ‘анха) умерла в Медине в 664 году в возрасте семидесяти трех лет. Она была похоронена на кладбище Джаннат аль-Баки. Пусть же Всевышний Аллах удостоит нас ее заступничества. Аминь.
Мустафа Эриш