• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Причины, позволяющие не держать пост

Время чтения: 4 мин
99207

Вышеприведенное определение является общим правилом. Однако в некоторых особых случаях, когда соблюдение поста для человека становится невозможным или очень тяжелым и непосильным, он, выйдя за рамки этого правила, может не держать пост. В религии Ислам одним из основных принципов является легкость. Аллах Всевышний говорит в Коране: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (аль-Бакара, 2/286). «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (аль-Бакара, 2/185).

К особым случаям, позволяющим не соблюдать пост, относятся:

  1. Болезнь

Те люди, которые по причине болезни не способны держать пост на протяжении всего месяца Рамадан, а также те, кто опасается, что пост может привести к усилению их недуга, могут отложить пост на другое время. В данном случае во внимание принимаются не личные опасения больного, а рекомендации врача-специалиста. После того как человек выздоровеет, он должен будет восполнить пропущенные дни поста. Разрешение не соблюдать пост в данной ситуации опирается на следующий аят: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (аль-Бакара, 2/185).

  1. Путешествие

С точки зрения религии, путешественником считается человек, отправляющийся в путь на расстояние как минимум 90 км, и остающийся в месте назначения не более 15 дней – по мазхабу Ханафи, или не более 4 дней – по мазхабу Шафии (Ширази, II, 590).

Тот, кто отправляется в путешествие во время Рамадана, может не держать пост. Однако если человек отправился в путешествие после рассвета, то есть, начав пост этого дня, то в этом случае нарушить его он не может и должен продолжать поститься до вечера. Но если человек все-таки нарушит этот пост, то он должен будет возместить всего лишь пропущенный день и не должен совершать искупление (Мавсили, I, 134).

Пропущенные по причине путешествия дни поста возмещаются после окончания месяца Рамадан. В вышеприведенном аяте Корана ясно говорится об этом.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), отправляясь в путешествие, не держал пост (Тирмизи, Саум, 18) и сказал по этому поводу: «Пост во время путешествия не является благочестием» (Тирмизи, Саум, 18).

  1. Беременность

Беременные женщины также могут не держать пост, если боятся нанести вред ребенку (Тирмизи, Саум, 21). Затем пропущенные дни возмещаются как долг. В этой ситуации беременность рассматривается как болезнь.

  1. Кормление грудью

Кормящие грудью женщины, также как и беременные, если опасаются, что молоко может исчезнуть, и ребенок останется без питания, могут не держать пост. Затем они возмещают пропущенные дни как долг. В данной ситуации не имеет значения – кормит женщина грудью своего ребенка или чужого.

  1. Старость

Старики, возраст которых уже не позволяет им соблюдать пост, также могут не держать его. За каждый пропущенный день поста они дают выкуп в размере фитр-садака. В Коране по этому поводу говорится следующее: «А те, которым трудно поститься, следует в искупление накормить бедняка» (аль-Бакара, 2/184).

  1. Невыносимый голод или жажда

Если здоровью человека, соблюдающему пост, будет грозить опасность вследствие невыносимого голода или жажды, то он может нарушить пост. В данной ситуации степень опасности определяется опытом или заключением врача-специалиста. Передается, что однажды во время путешествия Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), увидев, как группа людей пытается укрыть от солнца одного человека, спросил:

– Что это?

– Одному человеку, державшему пост, стало плохо, – ответили ему.

На это Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Пост во время путешествия не является благочестием (Бухари, Саум, 35).

  1. Работа в очень тяжелых условиях

Если соблюдение поста человеком, работающим в очень тяжелых условиях, может нанести вред его здоровью, он может нарушить пост.

Например, битва при Бадре и взятие Мекки пришлись как раз на месяц Рамадан, и из-за трудностей, связанных с боевыми действиями, сподвижники не держали пост. Сообщается, что ‘Умар ибн Хаттаб (радыйаллаху ‘анху) сказал: «Вместе с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) мы участвовали в битве при Бадре и при взятии Мекки, которые проходили во время Рамадана. И в обеих битвах мы не держали пост» (Тирмизи, Саум, 20). Так же сообщается, что Абу Саид Аль-Худри сказал: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) во время сражений, которые велись во время месяца Рамадан, приказывал нам не держать пост» (Тирмизи, Саум, 20).

  1. Потеря разума (даже на время) и потеря сознания

Человек, временно потерявший рассудок или проведший весь Рамадан в беспамятстве или состоянии сумасшествия, не обязан соблюдать пост. Так как тот, кто находится в таком состоянии, считается не заставшим месяца Рамадан.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle