• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Удовольствие прощения ради Всевышнего

Время чтения: 4 мин
8608

Человек должен уметь прощать других, чтобы самому заслужить прощение. Потому что мы все совершаем множество ошибок по отношению ко Всевышнему или к его рабам, и эти грехи нуждаются в прощении.

Благочестивый Абу Бакр (радыяллаху анху) всегда помогал нуждающемуся человеку по имени Мистах. Но когда оклеветали дочь Абу Бакра и супругу Пророка Айшу (радыяллаху анха), Мистах оказался среди наветчиков. После этого Абу Бакр поклялся, что больше никогда не будет ему помогать. Всевышний Аллах ниспослал следующий аят: «И пусть щедрые и обладающие достатком среди вас не клянутся, что не будут оказывать помощи родственникам, беднякам и покинувшим свой дом [для борьбы] на пути Аллаха. Пусть они прощают и извиняют [их]. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вас? Аллах — Прощающий, Милосердный» (Сура «ан-Нур», 24 / 22).

После того как Абу Бакр услышал этот аят, он признался: «Конечно же, я хочу, чтобы Всевышний меня простил». Затем сахаб взял свои слова обратно и продолжил помогать этому человеку (Бухари, «Мегази», 34; Муслим, «Тауба», 56; Табери, «Тафсир», II, 546).

Благочестивый Али (радыяллаху анху) написал послание Малику бин Харису, отправленному в Египет губернатором. В этом письме содержались примеры того, как у современников Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) было развито умение прощать: «Не смотри на людей так, как смотрел бы хищник на отару. Взращивай в своём сердце любовь, доброту и сострадание. Потому что все без исключения люди равны, так как являются творениями Всевышнего. Они могут совершать ошибки, у них могут быть неприятности. Подай руку тому, кто упал. Если хочешь, чтобы Всевышний тебя простил, сам прощай людей, будь к ним мягкосердечен и относись с пониманием. Не бунтуй против воли Всевышнего. Никогда не сожалей, что ты простил людей. И никогда не радуйся тому, что ты их наказал» (Мухиддин Сейди Челеби, «Основы управления», сборники Бухари, автор Мехмет Эрдоган, Стамбул, 2000, стр. 47).

Однажды Исам бин Мусталик пришёл в Медину и увидел сына Али Хасана (радыяллаху анху). Он рассказывал: «Меня потрясло, насколько благородным было его лицо. Но это вызвало в моей душе невероятную зависть из-за того, что я с давних пор питал к Али (радыяллаху анху) ненависть. Я спросил у Хасана, приходится ли он внуком Абу Талибу, но не упомянул имени его отца. Он ответил согласием. И тогда я не выдержал и произнёс много ругательств в адрес его отца и его самого. Хасан смотрел на меня ласково и спокойно. Затем сказал: «Аузу билляхи минаш шайтанир раджим, бисмилляхир рахманир рахим» — и прочитал аяты Корана: «Будь снисходителен [к людям], вели [им] творить добро, и не водись с невеждами. А если шайтан подвергнет тебя искушению, то проси убежища у Аллаха, ибо Он — слышащий, знающий. Воистину, если богобоязненным людям предстанет наваждение от шайтана, то они вспоминают [козни сатаны], и (тогда) они распознают [подлинное значение наваждения]» (Сура «аль-А'раф», 7 / 199—201).

После этого он сделал мне наставление: «Будь сдержан! Проси у Всевышнего прощения за меня и за себя. Потому что если ты хочешь, чтобы мы тебя встретили как гостя, то мы с огромным удовольствием накроем обильный стол. Если ты хочешь, чтобы мы указали тебе правильный путь, мы тебе его укажем. Мы постараемся показать тебе правду».

Когда благочестивый Хасан увидел то, какое влияние на меня оказали его слова и моё раскаяние за несдержанность и излишние эмоции, он произнёс: «[Йусуф] сказал: «Теперь я уже не укоряю вас. Да простит вас Аллах, ибо Он — Милосерднейший из милосердных» (Сура «Юсуф», 12 / 92).

Он поинтересовался, откуда я родом. «Из Шама», — ответил я. После чего он прочитал потрясающие стихи, в которых содержалось множество уроков для меня. В них говорилось о том, что он не раз подвергался нападениям со стороны жителей Шама. После этого благочестивый Хасан (радыяллаху анху) проявил ко мне ещё большее внимание: «Добро пожаловать, дорогой гость! Да будет с тобой Милость Всевышнего. Пусть он даст тебе здоровья, сил и поможет тебе! Не стесняйся и скажи нам, в чём ты нуждаешься? Видит Аллах, на самом деле мы окажемся намного лучше, чем ты о нас думаешь».

Когда Исам бин Мусталик пересказывал историю встречи с Хасаном (радыяллаху анху), он так описывал свои чувства: «После встречи с человеком такого характера и такой высокой нравственности мир вдруг стал для меня очень тесным. Я захотел провалиться сквозь землю, и поэтому постарался как можно скорее уйти от него. Но после этого я вдруг понял, что нет на целом свете для меня приятней, важнее, дороже людей, чем Хасан и его отец Али» (Куртуби, тафсир к суре «аль-А'раф», 201).

Умение прощать является выражением красоты Ислама и благотворно влияет на сердца людей. Алим из поколения табиинов, Меймун бин Михран, очень любил совершать богослужения и прослыл человеком, покорным воле Всевышнего. Как-то раз во время обеда слуга пролил на его одежду горячий суп. Обожжённый Меймун от неожиданности сильно разгневался. Испуганный раб сказал:

— О, мой господин! Воплоти в своей жизни завет Всевышнего: «которые расходуют [свои] средства [во имя Аллаха], будь они в достатке или в бедности, которые сдерживают гнев и являют снисходительность к людям. Воистину, Аллах любит тех, кто вершит добрые деяния» (Сура «Али Имран», 3 / 134).

Меймун согласился. После этих слов раб продолжил чтение аята, в котором говорилось: «они прощают людей». Меймун пожалел о своей несдержанности и простил слугу. Затем раб прочитал ещё один аят, который гласит: «Всевышний любит тех, кто помогает людям». Алим дал свободу благородному слуге ради Аллаха (Куртуби, IV, 207, к суре «Али Имран», 3 / 134). (Примечание: в некоторых источниках указывается, что на месте Меймуна был Джафар Садык).

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle