Реклама
Общество / Разное

Противодействие псевдоисламским экстремистским течениям в тюрьмах Великобритании. Часть 2

759

В 2009 г. лондонский фонд «Quilliam», предложил четко структурированную и проработанную программу, включающую в себя особенности работы с заключенными-мусульманами.

В 2009 г. лондонский фонд «Quilliam», предложил четко структурированную и проработанную программу, включающую в себя особенности работы с заключенными-мусульманами.

Часть 1

Как успешно социализировать заключенных-мусульман, как не допустить распространения экстремистских и террористических идей среди отбывающих наказание, какие меры нужно предпринимать, чтобы предотвратить радикализацию на почве религии?

В 2009 г. лондонский фонд «Quilliam», специализирующимся на борьбе с религиозным экстремизмом, предложил четко структурированную и проработанную программу, включающую в себя особенности работы с заключенными-мусульманами. Приведем ее основные положения.

I. Меры, предпринимаемые через систему исполнения наказания

1. Сделать простых мусульман менее восприимчивыми к исламизму

а) вновь прибывшие заключенные-мусульмане должны предупреждаться об опасности, которую представляют заключенные-экстремисты; им могут выдаваться теологически обоснованные листовки, изданные администрацией при посредстве авторитетных мусульманских организаций, которые бы с опорой на Коран и хадисы предостерегали об опасности экстремизма;

б) решить проблему с халяльной пищей: заключенные-мусульмане и работники колоний должны быть вовлечены в приготовление еды, с привлечением при необходимости мусульманских ученых или имамов;

в) администрации следует быть нетерпимой к дискриминации и актам издевательства над мусульманами со стороны работников колоний и заключенных-немусульман;

г) правила поведения в исправительных учреждениях должны быть четко прописаны и доступны для ознакомления заключенными-мусульманами (для того, чтобы избежать обвинения мусульманами администрации в выборочном применении к ним норм внутреннего распорядка);

д) администрация должна как можно скорее выявлять заключенных, испытывающих особые трудности в заключении, так как именно такие заключенные становятся объектом агитации исламистов. Их жалобы и обращения должны рассматриваться в первую очередь, с привлечением мусульманских священнослужителей при необходимости;

е) поддерживать оказание благотворительной помощи мусульманам, в особенности из числа молодого возраста. Такая помощь может оказываться в виде наставничества, учебных классов, специальных посещений исправившихся бывших заключенных, обмена письмами с людьми, находящимися на свободе и т.д. Все это должно сделать заключенных менее озлобленными на общество и подготовит их к ресоциализации. Важно привлекать к благотворительности бизнесменов-мусульман, в особенности в случае создания ими рабочих мест для бывших заключенных;

ж) администрация должна выработать программу реабилитации заключенных-мусульман, в особенности на первое время после их освобождения, когда бывшие заключенные в особенности уязвимы к радикальной агитации; в качестве подспорья можно использовать мечети с умеренным духовенством, которое бы помогло им воссоединиться и примириться с их семьями, так как многие заключенные отвергаются своими семьями и родственниками после освобождения, что толкает их на вступление в радикальные группы.

2. Борьба с экстремистской пропагандой в тюрьмах

а) обеспечить заключенных-мусульман достаточным количеством проверенной религиозной литературы;

б) организовать посещение колоний мусульманскими теологами и священнослужителями, представляющими традиционный ислам; можно привлекать также бывших радикальных деятелей, отказавшихся от своих экстремистских идей; работа может вестись в виде лекций для больших аудиторий, и с малыми группами в виде дискуссий, с вовлечением в них экстремистов или подозреваемых в экстремизме (отметим, что данный пункт рекомендаций фонда реализуем только в случае явного превосходства имама над оппонентом-экстремистом при проведении дискуссии – прим. автора);

в) подчеркивание общих ценностей и взглядов через литературу, образование, лекции, рабочие группы. К примеру, лекторы могут рассказывать о роли мусульман в истории государства, о великих ученых и общественных деятелях из числа мусульман. Известный предприниматель-мусульманин может выступить с лекцией о том, как стать успешным человеком в современном обществе. Это может помочь разрушить стереотип восприятия государства и общества как врага, который всегда настроен против ислама;

г) посещение колоний жертвами, пострадавшими от террористических актов. Посещение может быть организовано в виде лекций для больших аудиторий или в виде небольших дискуссионных групп, с участием в дискуссии жертв и заключенных, склонных к радикальным взглядам. Кроме жертв террористических актов можно привлекать жертв геноцида, беженцев и вынужденных переселенцев из мест локальных конфликтов;

д) посещение заключенных психологами. В идеале психологи должны быть немусульманами, чтобы у заключенных, склонных к радикализму, появлялась симпатия к лицам другой веры, которые выслушивают их тревоги и помогают их преодолеть;

е) организация уроков истории. Уроки истории могут помочь лучше понять историю государства, природу и основы современного общества;

ж) администрация должна поддерживать творческую деятельность заключенных-мусульман (занятие искусством, участие в постановках и т.д.).

3. Ограничение влияния исламистов

а) прекращение усиления экстремистов – администрация не должна использовать исламистов или экстремистов как посредников между собой и заключенными-мусульманами. Даже если такое сотрудничество принесет краткосрочный успех, это усилит позиции радикалов и принесет больше проблем. Кроме того, экстремистам ни в коем случае нельзя поручать вести лекции, уроки и кружки;

б) ревизия книг и иной литературы в библиотеках колоний и тюрем. Необходимо определить специальных работников, ответственных за контроль поступающей в места лишения свободы литературы. В случае выявления таковой следует своевременно удалять из общего доступа и определять, от кого подобная литература поступила;

в) ревизия на предмет радикализма негосударственных организаций, осуществляющих благотворительную и иную работу среди заключенных-мусульман (в том числе тех, которые предлагают обучение заключенных, поставляют литературу, присылают подарки в честь религиозных праздников);

г) пересмотр мер безопасности. Необходимо эффективно пресекать попытки заключенных-экстремистов общаться с их сторонниками, находящимися за пределами мест заключения.

4. Изменения в системе исполнения наказания

а) создание централизованного управления по борьбе с экстремизмом в системе исполнения наказания;

б) усиление сотрудничества между системой исполнения наказания и представителями умеренных мусульманских религиозных организаций;

в) усиление конструктивной критики недостатков системы исполнения наказаний как со стороны вышестоящих государственных органов, так и общественных организаций. Предоставить экспертам и журналистам возможность изучить жизнь заключенных для получения независимой оценки (данный пункт рекомендаций фонда противоречив в плане возникновения опасности манипулирования общественным мнением со стороны отдельных псевдо-правозащитных организаций – прим. автора);

г) необходимо поддерживать достаточную степень взаимодействия между заключенными-мусульманами и работниками-немусульманами, чтобы не произошло ситуации, когда с заключенными-мусульманами общаются только работники-мусульмане. Нельзя превращать работников мусульманского вероисповедания и священнослужителей в единственных посредников между администрацией и осужденными.

5. Вопросы кадров и их обучения

а) работники системы исполнения наказания, непосредственно контактирующие с заключенными-мусульманами, должны пройти обучение для получения больших знаний об исламе и религиозных вопросах. В особенности, они должны лучше понять радикальную идеологию и чем она отличается от ислама как вероисповедания, а также научиться выявлять потенциального экстремиста;

б) работники должны научиться отличать радикализм от набожности (к примеру, понять, что ношение бороды не обязательно является признаком политического или социального экстремизма) (данный пункт рекомендаций фонда следует соотносить с требованиями режима, так как ношение бороды заключенными в некоторых странах запрещается в силу санитарно-гигиенических причин – прим. автора);

в) работников необходимо знакомить с особенностями поведения заключенных из числа экстремистов;

г) произвести тщательный отбор имамов для работы в колониях;

д) до направления на работу среди заключенных, мусульманские священнослужители должны пройти специальную подготовку. При этом необходимо не только познакомить их с сущностью экстремизма, методами вербовки в ряды радикалов и наилучшими способами борьбы с экстремистскими группами и индивидами, но также произвести отсев тех священнослужителей, которые не способны эффективно бороться с распространением экстремистских взглядов;

е) священнослужители, работающие с заключенными, должны поддерживать контакт с освободившимися лицами для предотвращения их возможной связи с радикалами;

ж) привлечение в качестве работников колоний большего числа мусульман может помочь разрушить миф о том, что администрация колоний враждебна ко всем мусульманам и к исламу вообще. Но одновременно с этим необходимо убедиться, что работники-немусульмане не отстраняются от работы с заключенными-мусульманами.

6. Правовые меры

а) заключенные-мусульмане, пропагандирующие религиозную ненависть и вражду, должны обязательно привлекаться к уголовной ответственности, что может послужить уроком для лиц, склонных к радикализму;

б) необходимо привлекать к ответственности лиц, помогающих заключенным-радикалам распространять экстремистские материалы;

в) по возможности быстрая депортация лиц, подозреваемых в экстремизме; при этом следует избегать арестов и заключения под стражу без судебного решения, так как это позволяет таким личностям обвинять государство в «антиисламской» позиции.

Продолжение следует…

Ильшат Мухаметзарипов

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home