Мурад Рамзи – татарский богослов, ученый, переводчик Корана
Мурад Рамзи Мекки (Мекканский) (1855-1934) - богослов, ученый и общественный деятель. Его имя и труды широко известны в мусульманском мире. За 36 лет, проведенных в Аравии, он активно занимался переводами богословской литературы на арабский язык. Благодаря его деятельности были изданы десятки книг, а сокровищница духовной культуры Ислама значительно обогатилась.
Islam-today предлагает вниманию читателей продолжение очерка об этом удивительном ученом-подвижнике.
По совету друзей Мурад Рамзи задумывает поездку в Хиджаз. В середине лета с группой паломников он направляется в Саудовскую Аравию. После паломничества он решает остаться здесь учиться. 25 летний Мурад посещает занятия в крупнейших медресе «Амин-ага», «Аш-Шифа», «Аль-Махмудийя». Здесь он достигает степени Коран-хафиза, становится последователем накшбандийской ветви суфизма, шейхом которого был знаменитый Мухаммад Мазхар. Затем молодой ученый переезжает в Мекку и под руководством шейха Абдулхамида ад-Дагестани углубляет свои познания в богословских науках. Он берет уроки у знаменитого ученого того времени шейха Мухаммада Салиха аз-Завахири. Однако интерес его к книгам по суфизму превосходил все другие науки. Он проштудировал сочинения Ибн аль-Араби, изучил труды Абдуррахмана аль-Джами – крупнейшего знатока и комментатора учения великого Ибн аль-Араби. В Медине М.Рамзи приступил к работе над переводами с персидского на арабский язык сочинений, почитаемых последователями накшбандийя. Его духовный наставник шейх аз-Завави нашел переводы Мурада более удачными и решил их издать. Книга была издана в 1889-1890 годах в Мекке на средства самого шейха и его сподвижников. Пожалуй, это была одной из первых книг по Исламу, изданной за рубежом нашим соплеменником. Годы учения в Хиджазе остались для него самым лучшим периодом в жизни, ведь Мурад мог заниматься науками, много читать и переводить.
Он был удовлетворен мударрисами, библиотеками и своими жилищными условиями, однако материальное положение его было не таким безоблачным. От медресе он получал лишь незначительную материальную поддержку. В Мекке он знакомится со своим соплеменником Абдрахманом Джадидом, преуспевающим торговцем, который пожелал закрепить дружеские отношения родственными связями. Торговец перевез в Мекку свою сестру по имени Асма, и в 1895 году состоялась церемония бракосочетания Мурада и Асмы. У них было девять детей, но четыре ребенка умерли в младенчестве. Известно, что М.Рамзи несколько раз посещал Россию для сбора материалов, необходимых для завершения своего исторического исследования «Талфик аль-ахбар…» Значение этого двухтомного труда в том, что Мурад Рамзи впервые после Марджани предпринимает аналогичную попытку написания истории татар с древнейших времен до начала двадцатого века. Книга эта принесла славу автору как крупному ученому-историку, однако, вместе с тем, исследование было запрещено цензурой, тираж изъят и уничтожен и только благодаря счастливому случаю, издатели успели реализовать несколько экземпляров. М.Рамзи избежал ареста лишь, скрывшись за границей. В последствии судебная палата не нашла в книге крамолы, а сам писатель «был прощен» по случаю амнистии в связи с празднованием 300-летия династии Романовых.
Однако приключения Мурада Рамзи в России продолжились и в его приезд на историческую родину в 1914 году. Тогда он приехал с семьей. Асма ханум с детьми уехала к себе на родину в Тетюши, а Мурад Рамзи со старшим сыном направился в Туркестан. Началась первая мировая война. Так как Мурад бей был турецким подданным, а Турция, как известно, выступала на стороне Антанты, все турки превращались в персон «нон грата» и должны были немедленно покинуть территорию страны. М.Рамзи пришлось скрываться под вымышленным именем.
И все же ему не повезло, и он попадает в руки полиции. Его этапом в арестантском поезде доставляют в Уфу, чтобы затем отправить в Сибирь. Друзья М.Рамзи ищут пути спасения, хлопочут об его освобождении. Чудом удается вырвать его из-под ареста и добиться разрешения выехать к семье в Оренбургскую губернию и жить там под надзором полиции до окончания войны. После февральской революции 1917 года Мурад Рамзи участвовал в качестве делегата в работе Всероссийского съезда мусульманского духовенства в июле 1917 года, который состоялся в Казани. Весной 1919 года он едет в Уфу и оттуда через Семипалатинск добирается в город Чугучак, на территорию Синьзяна. Местные мусульмане наслышанные об ученом приглашают на должность имама и мударриса, собрав средства, покупают для него дом со свей утварью и Мурад Рамзи остается в Чугучаке.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.